Факторы принятия технологии NFC в туристской и гостиничной индустрии
Использование технологии Near Field Communication (NFC) в туризме открывает туристам новые возможности. Технология NFC обеспечивает экономию затрат для компаний, благоприятно влияет на процесс формирования туристского опыта, способствует продвижению и распространению информации о туристических направлениях. Несмотря на высокий потенциал существуют проблемы, связанные с восприятием инновационных технологий потребителями. В данной статье исследуются факторы, влияющие на принятие потребителями технологии NFC. Цель работы состояла в том, чтобы разработать и протестировать теоретическую модель принятия туристами технологии NFC. По числу атрибутов было выдвинуто девять гипотез об их влиянии на процесс принятия решения потребителем об использовании инновационной технологии. Для определения значимости атрибутов использовалась последовательная методология, включающая проведение углубленных полуструктурированных интервью, составление анкеты и онлайн-анкетирование туристов. Заключительным этапом исследования стало формирование регрессионной модели, определяющей силу и значимость влияния выбранных атрибутов на принятие новой технологии потребителями. Предлагаемая модель имеет одну зависимую переменную, то есть намерение потребителя использовать технологию и девять независимых переменных: сочетаемость, апробируемость, наглядность, относительная выгода, быстрота, воспроизводимость, удовлетворение, управляемость, рискованность. Множественный регрессионный анализ показал, что апробируемость, относительная выгода, воспроизводимость, управляемость, рискованность являются значимыми факторами при принятии решения об использовании технологии NFC. Дискриминантная модель продемонстрировала основные различия между группами потребителей, которые твердо намерены применить NFC, и теми, кто не намерен использовать эту технологию. Результаты дискриминантного анализа продемонстрировали, что только апробируемость, наглядность, относительная выгода, воспроизводимость, управляемость, рискованность являются значимыми для различения двух групп. Результаты дискриминантного анализа согласуются с результатами регрессионного анализа. Определено, что к атрибутам инновационной технологии NFC, наиболее существенно влияющим на их принятие потребителями, относятся апробируемость технологии, относительная выгода технологии для потребителя, управляемость процесса использования технологии потребителем.
Тарчоков С. К., Платов А. В., Удалов Д. Э., Подсевалова Е. Н. Факторы принятия технологии NFC в туристской и гостиничной индустрии // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. 8 (4). С. 88-103. DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-4-0-7
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Платов А.В., Петраш Е.В., Силаева А.А. Роль смарт-технологий в формировании опыта посетителей устойчивых туристских дестинаций // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. Т. 8. № 1. С. 12-24.
Ajzen I. The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50. № 2. Рр. 179-211.
Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change. Psychological Review. 1977. Vol. 84. № 2. Рр.191.
Bateson J. E. G. Self-Service Consumer: An Exploratory Study. Journal of Retailing. 1985. Vol. 61. Рр. 49–76.
Carr Jr., V. H. Technology adoption and diffusion. The Learning Center for Interactive Technology. 1999. URL: http: //www.au.af.mil/au/awc/awcgate/innovation/adoptiondiffusion.htm (дата обращения 10.10.2022).
Compeau D. R. and Higgins, C. A. Computer selfefficacy: Development of a measure and initial test. MIS quarterly. 1995. Vol. 3 (19). № 2. Рр. 189.
Dabholkar P. A. Consumer evaluations of new technology-based self-service options: An investigation of alterantive models of service quality. International Journal of Research in Marketing. 1996. Vol. 13. Рр. 28–51.
Dabholkar P. A., Bagozzi R. P. An attitudinal model of technology-based selfservice. moderating effects of consumer traits and situational factors. Journal of the Academy of Marketing Science. 2002. Vol. 3. № 30. Рр. 184-201.
Davis F. D. Perceived Usefulness, perceived Ease of use, and User Acceptance of Information Technology. MIS Quarterly. 1989. Vol. 13. Рр. 319–340.
Davis, F.D., Bagozzi, R.P. and Warshaw, P.R. User acceptance of computer technology: a comparison of two theoretical models. Management Science. 1989. Vol. 35. №.8. Рр. 982-1003.
Egger R. The impact of near field communication on tourism. Journal of Hospitality and Tourism Technology. 2013. Vol. 4. № 2. Рр.119-133.
Evans K. R., Brown S. W. Strategic options for service delivery systems. Ingene C. A., Frazier G. L. Proceedings of the AMA Summer educators conference. Chicago. 1988. Рр. 207–212.
Fishbein M. and Ajzen I. Belief, attitude, intention, and behavior: an introduction to theory and research. Philosophy and Rhetoric. 1977. Vol. 10. № 2. Рр. 130-132.
Gilder G. Metcalfe's law and legacy. Forbes ASAP. 1993, 13. URL: https: //www.discovery.org/a/41/ (дата обращения 10.10.2022)
Han H., Park A., Chung N. and Lee K.J. A near field communication adoption and its impact on Expo visitors’ behavior. International Journal of Information Management. 2016. Vol. 36. № 6. Рр. 1328-1339.
Ivars-Baidal J.A., Celdrán-Bernabeu M.A., Mazón J.N. and Perles-Ivars Á.F. Smart destinations and the evolution of ICTs: a new scenario for destination management? Current Issues in Tourism. 2017. Vol. 22. № 13. Рр. 1581-1600.
Lee M. C. Factors influencing the adoption of internet banking: An integration of TAM and TPB with perceived risk and perceived benefit. Electronic Commerce Research and Applications. 2009. Vol. 3. № 8. Рр.130-141.
Leonard-Barton D. and Deschamps I. Managerial influence in the implementation of new technology. Management Science. (1988). Vol.3. Рр. 1252-1265.
Meuter M. L., Bitner M. J., Ostrom A. L., Brown S.W. Choosing among Alternative Service Deliversy Modes: An Investigation of Customer Trial of Self-Service Technologies. Journal of Consumer Marketing. 2005. Vol. 69. Рр. 61–83.
Museli A. and Navimipour N.J. A model for examining the factors impacting the near field communication technology adoption in organizations. Kybernetes. 2018. Vol. 47. № 7. Рр. 1378-1400.
Pierdicca R., Paolanti M. and Frontoni E. еTourism: ICT and its role for tourism management. Journal of Hospitality and Tourism Technology. 2019. Vol. 10. № 1. Рр. 90-106.
Platov A., Kalemulloev M., Zikirova S. and Lysoivanenko E. Building the tourist experience of visitors to sustainable smart tourist destinations. SHS Web of Conferences 94. 040072021.
URL: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219404007 (дата обращения 10.10.2022)
Rogers E. M. Diffusion of Innovations: 5th еd. New York: Free Press. 2003. 551 p.
Rogers E. M. and Shoemaker F. F. Communication of innovations: A cross- cultural approach. Free Press. New York. 1971. 476 р.
Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs: General and Applied. 1966. Vol. 80 №1. Рр. 1.
Trocchia P. J., Janda S. A phenomenological investigation of internet usage among older individuals. Journal of Consumer Marketing. 2000. Vol. 17. Рр. 605–616.
Van der Heijden H. Factors influencing the usage of Websites: the case of a generic portal in The Netherlands. Information and Management. 2003. Vol. 6. № 40. Рр. 541-549.
Venkatesh V. Determinants of perceived ease of use: integrating control, intrinsic motivation, and emotion into the technology acceptance model. Information Systems Research. 2000. Vol. 4. № 11. Рр. 342-365.
Venkatesh V., Morris M. G., Davis G. B. et al. User acceptance of information technology: Toward a unified view. MIS Quarterly. 2003. Vol. 3. № 27. Рр. 425-478.
Wang W. The influence of perceived technological congruence of smartphone application and air travel experience on consumers’ attitudes toward price change and adoption. Journal of Hospitality and Tourism Technology. 2019. Vol.10. № 2. Рр.122-135.
Wu J. H., Wang S. C. What drives mobile commerce? An empirical evaluation of the revised technology acceptance model. Information & Management. 2005. Vol. 5. № 42. Рр.719-729.