Отраслевая рамка квалификаций: вызовы и перспективы
Развитие рынка труда в РФ – динамичный процесс, предъявляющий свои требования как профессиональному сообществу, так и образовательным организациям различного уровня. В современных условиях во многих отраслях отсутствует внятный и применимый механизм, определяющий требования как к работнику той или иной сферы, так и рамки трудовых компетенций, соответствующих определенным трудовых ролям (должностям). Минимизировать проблему разрыва между требованиями профессионального сообщества и уровнем подготовки / квалификации работника призвана разрабатываемая по распоряжению Правительства Российской Федерации отраслевая рамка квалификаций. Данный документ представляет собой систему нормативно-правовых документов и распоряжений, которые должны обеспечить сопряжение различных экономических отраслей и образовательного контента, базирующихся на реальных рыночных условиях жизнедеятельности, отраслей экономики. Рамка квалификаций должна стать эффективным инструментом, который будет воплощен в рамочный документ, содержащий градацию по уровням квалификации, предъявляемым трудовым профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Разработанная рамка квалификаций на национальном уровне базируется на основе Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей, является методической основой для рамок квалификаций на отраслевом уровне, а также должна найти свое воплощение в требованиях профессиональных и образовательных стандартов. Необходимо отметить, что процессы, связанные с разработкой и внедрением отраслевой рамки квалификаций в различных отраслях обусловлены необходимостью унификации требований внутри отраслей к определенным уровням квалификации персонала.
Семенова Л.В., Ушанов Ю.В., Гуринчук А.В., Семенов Н.М. Отраслевая рамка квалификаций: вызовы и перспективы // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. 8 (4). С. 123-136. DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-4-0-10
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Васильева Е.В., Горбашко Е.А., Останина E.В.. Интернационализация туристского образования в России: опыт проектирования модели подготовки специалистов на основе отраслевой рамки квалификаций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019. № 4 (56). С. 257–262.
Духанина Л.Н., Семенова Л.В., Ушанов Ю.В. Независимая оценка профессиональной квалификации: новые вызовы реальности: монография.
М., 2020.
Лейбович А. Н. Национальная система квалификации в России : доклад на онлайн заседании «Управляя квалификациями – управляем будущим» Национального агентства развития квалификаций от 30.06.2020. URL: https://www.youtube.com /watch?v=HlXKyg2o2QA&feature=emb_logo (дата обращения 22.11.2022).
Общая Рамка квалификаций для Европейского пространства высшего образования (в редакции 2018 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О независимой оценке квалификации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
План мероприятий (дорожная карта) по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (Протокол от 19 октября 2018 г. № 30). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Семенова Л.В., Ушанов Ю.В. Интеграция технологий Ворлдскиллс в образовательный процесс вуза // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2018. № 8. С. 40-46.
Семенова Л.В. Развитие практикоориентированного обучения: исследование индустрии гостеприимства // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2020. Т. 6. № 2. С. 78-86.
Управляя квалификациями – управляем будущим : он-лайн заседание Национального агентства развития квалификаций от 30.06.2020. URL: https://www.youtube.com/ watch?v =HlXKyg2o2QA&feature=emb_logo (дата обращения 28.10.2022).
Ушанов Ю.В., Семенова Л.В. Квалификация, компетенция, аттестация // Управление в XXI веке. сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 318-324.
European Centre for the Development of Vocational Training, European Training Foundation, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organisation, and UNESCO Institute for Lifelong Learning, 2019.
Global inventory of regional and national qualifications frameworks 2019. Vol. 1: Thematic chapters / Ensuring the quality of certification in vocational education and training / Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015.
Terminology of European education and training policy: second edition: a selection of 130 key terms. Luxembourg: Publications Office. p. 292. URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/ publications/4117 (дата обращения 29.10.2022).
Vocational education and training in Europe, 1995-2035. Cedefop reference series 114 Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020.
Workforce of the future The competing forces shaping 2030. PwC, 2022.