Эволюционный и трансформационный подходы в стратегическом управлении горнолыжными комплексами: перспективы цифровизации и цифровой трансформации
В условиях глобализации и развития новых цифровых технологий и решений актуальность цифровизации в сфере туризма и спорта в целом, а также в сфере стратегического управления горнолыжными комплексами, в частности, несомненна. В статье рассмотрены особенности двух подходов в сфере стратегического управления организациями: эволюционный и трансформационный. В результате систематизации этапов эволюции концепции «стратегическое управление» предложено выделять пятый этап (2020 г. – по настоящее время), характеризующийся переходом от стратегического управления к моделированию будущего (форсайту) с помощью цифровых систем. Предложена авторская трактовка эволюционного подхода в стратегическом управлении организации. Выделены стадии эволюции, т.е. этапы жизненного цикла горнолыжного комплекса. Автор статьи представляет комплексный анализ влияния цифровых технологий на стратегическое управление горнолыжными комплексами на каждом этапе жизненного цикла, выявляя новые возможности для повышения эффективности и клиентоориентированности услуг. Автором исследованы отличия двух концептов: цифровизации и цифровой трансформации. В работе рассматриваются передовые практики применения динамического ценообразования, персонализации предложений и геймификации, а также инновационные технологии, такие, как сферическое видео и использование беспилотных летательных аппаратов. Выделены цифровые технологии, используемые на горнолыжных комплексах, и определено влияние этих технологий на операционную деятельность и конкурентоспособность. Предложена авторская модель цифровизации горнолыжного комплекса на разных этапах жизненного цикла. Статья будет интересна специалистам в области управления туристическими и горнолыжными комплексами, разработчикам цифровых решений для туризма и спорта, а также исследователям, изучающим тенденции цифровой трансформации в индустрии отдыха и развлечений.
Отчерцов М. В. Эволюционный и трансформационный подходы в стратегическом управлении горнолыжными комплексами: перспективы цифровизации и цифровой трансформации // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2024. Т. 10. № 2. С. 52-67. DOI: 10.18413/2408-9346-2024-10-2-0-4
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпораций; пер. с англ. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 512 с.
Бражник М. В. Эволюция теории и практики стратегического менеджмента (конец ХIХ-го – первое десятилетие ХХI века) // Проблемы современной экономики. 2009. № 2 (30). С. 153-156. EDN MVTTTT.
Виханский О. С. Стратегическое управление. 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 296 c.
Гохберг Л. М. Новые тенденции в российской практике Форсайт-исследований // Форсайт. 2009. Т. 3. № 3. С. 5.
Катькало В. С. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления (предисловие к разделу) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. 2003. Вып. 3 (№ 24). С. 7.
Кивелевич В. А. Влияние новых технологий на развитие любительского горнолыжного спорта // Шаг в науку : Сборник статей по материалам V научно-практической конференции молодых ученых (III всероссийской), Москва, 17 декабря 2021 года. Москва: Медиагруппа «ХАСК», 2022. С. 30-33. EDN EKGKVJ.
Майлс Йен. Форсайт в области нанотехнологий: как исследовать сферу занятости и профессиональные компетенции? // Форсайт. 2010. № 4 (1). С. 20-36.
Петров А.Н., Сулейманкадиева А.Э., Хорева Л.В., Петров М.А., Монахова Ю.Д. Стратегическое управление сетевыми структурами: новый подход к оценке совместимости партнеров в сетевых альянсах // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Том 10. № 6. С. 1621-1634. doi: 10.18334/epp.10.6.110421.
Погребинская В. А. Опыт стратегического планирования России // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 14. С. 1629–1644.
Поппер Р. Мониторинг исследований будущего // Форсайт. 2012. Т. 6. № 2. С. 56–74.
Ушакова О. А. Развитие стратегического планирования в мировой и российской практике // Вестник ОГУ. 2014. № 6 (167). С. 239–243.
Цифровая трансформация и цифровая стратегия. Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации сформирован на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС. 2024. URL: https://strategy.cdto.ranepa.ru/1-2-cifrovaya-transformaciya-i-cifrovaya-strategiya (дата обращения 10.06.2024).
Чхотуа И. З. Стратегические приоритеты развития горнолыжного туризма в мире и России // Экономическое возрождение России. 2022. № 2 (72). С. 123-136. DOI 10.37930/1990-9780-2022-2-72-123-136. EDN PFPBYD.
Этри Э., Карбланк Э., Гиртен Д., Лешер М., Пилат Д., Вайкофф Э., Кейхин Б. Векторы цифровой трансформации // Вестник международных организаций. 2020. Т. 15. № 3. С. 7–50. DOI: 10.17323/1996–7845-2020-03-0.
Demmel, Sophia, Meier, Benjamin, Wyssen, Christian and Steinkogler, Walter (2023), “Digital transformation of ski resorts and community avalanche services - operational examples from Switzerland”, Proceedings, International Snow Science Workshop, Bend, Oregon, pр. 380-383.
DJI Enterprise. Дроны используются на крупнейшем в мире горнолыжном курорте. 1 июня 2021. URL: https://enterprise-insights.dji.com/ru/user-stories/how-drones-benefit-the-largest-ski-area-valthorens (дата обращения: 14.06.2024).
Garin, Gustafson. Why Ski Resorts Are Going Digital. May 28, 2019, URL: https://blog.cloudera.com/finding-digital-transformation-in-high-places-how-a-ski-resort-improved-operational-agility-and-customer-experiences/ (дата обращения: 14.06.2024).
Kenzhebekov, N., Zhailauov, Y., Velinov, E., Petrenko, Y. and Denisov, I. (2021), “Foresight of Tourism in Kazakhstan: Experience Economy”, Information, 12, p. 138. https://doi.org/10.3390/info12030138.
Niklas L. (2017), The digital transformation of a ski resort: a case study, Master’s thesis. Espoo: Aalto University School of Science, 61 p.
Petrenko, Y., Denisov, I. and Metsik, O. (2022), “Foresight Management of National Oil and Gas Industry Development”, Energies, 15, p. 491