Влияние глубины и интенсивности сезонных колебаний на деятельность гостиниц
В настоящее время перед предприятиями сферы гостеприимства стоит проблема загрузки номерного фонда. При этом многие гостиницы сталкиваются с сезонными колебаниями объёмов реализации гостиничных услуг. Такая ситуация ведёт к недополучению прибыли в определённые периоды, неравномерности нагрузки на предприятие и персонал и т.д. Разные типы гостиничных предприятий в разной степени испытывают на себе воздействие фактора сезонности. Сезонность актуальна для различных гостиниц, как для курортных, так и для городских. При этом у каждой гостиницы может быть «своя» сезонность: отличаются факторы, вызвавшие сезонные колебаний. В каких-то случаях это климатические условия, в других – событийные мероприятия в регионе, ориентация на обслуживание определённого сегмента и т.д. Таким образом, недооценивать влияние сезонности на деятельность гостиниц не стоит. Основная проблема здесь кроется в необходимости прогнозирования объёмов реализации услуг с учетом сезонных колебаний. При оценке влияния сезонности на объёмы продаж гостиничных услуг необходимо учитывать такие параметры, как глубина, интенсивность, длительность сезонных колебаний. В качестве объекта исследования в данной статье рассмотрен гостиничный комплекс «ГРИНН», расположенный в городе Орле. Изучение сезонных колебаний для данного гостиничного предприятия является актуальным. В работе использована методика определения сезонных колебаний, заключающаяся в расчёте индексов сезонности. Они рассчитывались как процентное отношение средних месячных уровней за ряд лет к общему среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период. Для расчёта использовались отчётные данные, предоставленные ГК «ГРИНН» за шесть лет (2017-2022 гг.). В работе применены такие понятия, как «коэффициент загрузки» и «посещаемость». Коэффициент загрузки – это соотношение проданных номеров к общему количеству номеров в отеле. Однако поскольку номера гостиничного комплекса имеет разную вместимость, использован также термин «посещаемость», предполагающий количество гостей, остановившихся в ГК «ГРИНН». Прежде всего была проанализирована посещаемость ГК «ГРИНН», а также коэффициенты загрузки. Полученные данные позволили рассчитать индексы сезонности. На их основе были построены «сезонные волны». При этом производилось сравнение предпандемийного периода с пандемийным. Далее осуществили сопоставление коэффициента загрузки и товарооборота в ГК «ГРИНН». В ходе проведённых исследований были получены следующие результаты. Максимальная посещаемость гостиничного комплекса отмечена в 2022 году (38832 человек), максимальный среднегодовой коэффициент загрузки – в 2019 году (50,3%). Наименее успешным в деятельности предприятия оказался 2020 год, что обусловлено пандемией коронавирусной инфекции. В 2021-2022 годах начинается постепенное восстановление показателей. В целом, были сделаны следующие выводы. Для ГК «ГРИНН» характерны незначительные сезонные колебания. Они обусловлены спецификой данного предприятия сферы гостеприимства, поскольку предприятие ориентировано на обслуживание организованных групп и деловых туристов. На посещаемость оказывает влияние деловая активность региона, а также событийные мероприятия. Кроме того, было установлено отсутствие тесной связи между уровнем загрузки гостиницы и её доходностью. Доказано, что меньшее число клиентов может принести больший доход и наоборот. Определено, что у ГК «ГРИНН» имеется необходимый потенциал для борьбы с сезонными колебаниями.
Козлова В. А. Влияние глубины и интенсивности сезонных колебаний на деятельность гостиниц // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2024. Т. 10. № 3. С. 27-46. DOI: 10.18413/2408-9346-2024-10-3-0-3
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Абазян А.Г., Калинина В.А., Волкова Ж.С. Средства нивелирования сезонных колебаний в гостиничном бизнесе г. Краснодара // Colloquium-Journal. 2019. № 22-6 (46). С. 38-39.
Артюхова И.В., Хуторская В.А. Управление факторами сезонности в гостиничном бизнесе // Инновационная наука. 2016. № 4-1. С. 25-27
Горюшкина Н.Е. Диверсификация как фактов повышения эффективности гостиниц в условиях сезонности // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 95-98.
Козлова В.А. Перспективы развития гостиничного рынка Орла в рамках делового туризма // Актуальные проблемы развития туризма: Материалы международной научно-практической конференции, 12-13 марта 2018 г. / под ред. С.В. Дусенко, Н.Л. Авиловой. РГУФКСМиТ. М., 2018. С. 261-265
Козлова В.А. Механизмы сглаживания сезонных колебаний в региональных гостиницах // Туризм и гостеприимство: новые концепции, возможности и инструменты развития: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, НИУ «БелГУ», 15–16 апреля 2021 года / отв. ред. О.К. Слинкова. – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2021. С. 49-56
Кондрацкая Т.А., Винокурова Д.С. Оценка сезонности в гостиничном бизнесе // Global and Regional Research. 2020. Т. 2. № 4. С. 91-96.
Михайлова Н.К. Фактор сезонности как проблема управления персоналом гостиницы // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 103-104.
Михайлова Н.К., Пономарева Д.А. Проблемы управления персоналом гостиницы в условиях сезонного функционирования // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 34-3. С. 63-65
Особенности ценообразования на услуги предприятий туриндустрии / Рудникова Н.П., Дятченкова С.В., Анисимов А.В., Куприянович В.В. // Интеграция туризма в экономическую систему региона: перспективы и барьеры / материалы IV Международной научно-практической конференции, (8 декабря 2022 года, г. Орёл). – Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2023. C. 51-60.
Преображенская Т.В., Заусалина М.А., Курилюк О.А. Функционально-стоимостной анализ загрузки гостиницы // Бенефициар. 2018. № 28. С. 9-18.
Сальникова И.Н., Рудникова Н.П., Хохлова К.С. Особенности развития сферы услуг в Российской Федерации в условиях сложной эпидемиологической ситуации // Парадигма устойчивого развития социально-экономических систем на микро- и макроуровнях. материалы международной научно-практической конференции. Орел, 2022. С. 131-136.
Федоренко Ю.А., Куценко Е.В. Анализ влияния факторов сезонности в гостиничном бизнесе // Актуальные вопросы гостинично-ресторанного бизнеса: материалы V Международной научно-практической конференции преподавателей и молодых ученых. Москва, 2023. С. 110-112.
Целых Т.Н., Четвергова Т.А. Анализ сезонный колебаний в гостиничном бизнесе // Вестник современных исследований. 2018. № 7.2 (22). С. 280-282
Шутова И.Г. Инновационный пакет для загрузки гостиницы и повышения рентабельности на рынке // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2020. Т. 12. № 1 (37). С. 104-112.
Юнусова Н.А. Снижение сезонности – главный путь к эффективности и качеству гостиничных услуг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 3. С. 174-179