16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-4-0-1

Развитие туризма в СССР с помощью научного трансфера в 1950-е – 1960-е гг.

Aннотация

Научная проблема поиска понимания причин эффективного и быстрого роста туризма в СССР в 1950-е – 1960-е гг. успешно решена в данном исследовании через авторский синтез комплекса факторов, приведших к этому росту, и экспертный анализ полученного комплекса через призму технологий научного трансферинга. Актуальность данной темы очевидна – наша страна в последние 3 десятилетия к технологиям туризма пришла повторно. Анализ известного (как успешного, так и негативного) опыта позволит точно сформулировать утерянные технологии, и понять – какие из них применимы и сегодня. Выделенные автором виды трансфера позволяют применять метод классификации для соотнесения сформулированных факторов развития туризма с выявленными видами трансфера. Удалось выделить 10 факторов ускоренного развития туризма в СССР в 1950-е – 1960-е гг. Благодаря методу сравнительного анализа 6 из факторов (60%) оказались связанными с использованием научного трансфера, а 4 (40%) – нет. Из выявленных видов трансфера с 6-тью факторами оказались связаны только 4: технологий (2) с совместной разработкой (2) и передачей полной технической документации на изготовление, модернизацию и продажу готовой продукции (2) и идей (4). Также к методической базе можно отнести анализ на разных уровнях – в столице, в провинции. Итак, в почти 2/3 факторов успешного и эффективного развития туризма в 1950-е – 1960-е гг. в СССР (примерно в 4 раза) был задействован научный трансфер, сам став важнейшим фактором ускоренного становления советского массового туризма в 1950-е – 1960-е гг.


Введение. В середине 1950-х гг. туризм в СССР резко набрал оборотов. В 1956 г. иностранных гостей в СССР было почти 500 тыс. чел., в 1965 г. – 1,3 млн чел., в 1975 г., – 3,7 млн чел. Если в 1955 г. за границу выехало 2500 советских туристов, в 1970 г. – уже 1,8 млн человек. В среднем, за 1950-е – 1960-е гг. туризм вырос примерно в 4 раза.

Что позволило так усилить турпотоки? Очевидно, что идеологической основой стала «оттепель» Н.С. Хрущёва. Но была ещё одна причина: успешное и эффективное использование научного и технологического трансфера.

Актуальность данной темы очевидна – после перехода СССР в РФ через постиндустриальную революцию в 1985–98 гг. (Алексушин. Постиндустриальная Россия и Запад, 2000) наша страна к многим технологиям туризма вынуждена приходить повторно, восстанавливая утраченные ранее достижения. Анализ успешного старта эпохи «оттепели» Хрущёва позволит не только достаточно точно сформулировать утерянные технологии, но и понять – какие из них применимы и сегодня, а какие неприменимы вообще.

Целью исследования является синтез комплекса факторов, приведших к резкому и эффективному росту туризма в 1950-е – 1960-е гг., и поиск в сформированном комплексе факторов тех, которые построены на принципах научного трансфера.

Материалы и методы исследования. Говоря о трансфере научных знаний, следует выделить разные его основные виды:

  1. Бесплатная передача или обмен, или совместная разработка, или продажанаучных данных (фундаментальных, прикладных), технологий, лицензии и полной технической документации на изготовление, модернизацию или продажу готовой продукции, готовой продукции без права воспроизведения (модернизации) или с правом воспроизведения (модернизации), идей.
  2. Обучение (специалистов, студентов) у себя или поездки в другую страну преподавателей или специалистов.

Выделенные виды трансфера позволяют применять метод классификации, позволяя выделенные конкретные факторы развития туризма соотнести с тем или иным видом трансфера и понять, какие факторы вообще не имеют к трансферу отношения.

Сформулируем разные факторы, повлиявшие на успешное и эффективное развитие туризма в СССР в 1950-е гг., связанные с трансфером:

  1. Технологический трансфер в рамках речного судостроения между СССР и государствами Восточной Европы – Венгрией (21 пароход проекта 737/205, 1949–55 гг., 49 пароходов проекта 737А, 1955–9 гг. (Справочник по серийным транспортным судам, 1964: 141–146; Проект №737, 2012), 47 теплоходов проекта 305 (Справочник по серийным транспортным судам, 1964: 77–82), 1959–1964 гг.), ЧССР (37 теплоходов в 3-х сериях проекта 785, 1952–8 гг. (Справочник по серийным транспортным судам, 1964: 62–69), 14 теплоходов проекта 26-37, 1957–62 гг.), ГДР (16 теплоходов проекта 646, 1953–6 гг. (Справочник по серийным транспортным судам, 1964: 54–61), 49 теплоходов в 2-х сериях проекта 588, 1954–61 гг. (Справочник по серийным транспортным судам, 1964: 31–39)) и даже западным государством Австрией в развитии советского круизного флота. Впрочем, этот фактор связан не только с технологическим трансфером, но и с совместной разработкой, и с передачей полной технической документации на изготовление, модернизацию и продажу готовой продукции.
  2. Технологический трансфер в рамках строительства железнодорожных вагонов между СССР и ГДР. С 1949 г. на вагоностроительном заводе «Веймар» АО «ТрансМаш» в Веймаре (а потом по его проекту на вагоностроительном заводе АО «ТрансМаш» «Аммендорф» (VEB Waggonbau Ammendorf) в г. Галле началось производство и поставка в СССР 22-местных грузопассажирских вагонов для узкоколейных железных дорог под колею 750 мм для нужд лесной промышленности. Их построили более 2000. А потом тот же завод производил для обычных дорог СССР вагоны в формате: плацкартные (54 пассажиров), купе (36 пассажиров), СВ (18 пассажиров), вагоны-рестораны. За изучаемый период, т.е., к 1971 г. завод выпустил 12000 вагонов для СССР (Information, 1965; Information, 1969; AxL-326…, 1972; Weitstrecken-Speisewagen SK.k, 1975; Profiliertes Programm fortschrittlichen, 1981).
  3. В рамках трансфера идей СССР в этот период времени стал развивать подсмотренный у западных государств концепт именных курортов – вроде франко-итальянской «Ривьеры». В первую очередь взялись за Черноморское побережье, получившее название «Советская Ривьера». Причём, то было не «народное название», его включали в официальную рекламу «Интуриста». В Сочи в октябре 1954 г. открыли агентство «Интуриста», вскоре его реорганизовали в отделение (Рыжкова, 1997: 9-10). В Ялте в 1955 г. вновь заработало закрытое из-за Великой Отечественной войны в 1941 г. Крымское отделение «Интуриста». Если в 1956 г. в Сочи прибыло 4700 иностранных туристов, в 1962 г. – уже 29,6 тыс. (в Ялте 21,4 тыс.), а в 1968 г. – 67,7 тыс. (в Ялте 30,7 тыс.) (ГАРФ. – Ф.Р‑9612. – Оп.1. – Д.441. – Л.263; Д.541. – Л.98; Оп.3. – Д.326. – Л.50; Д.918. – Л.114; Д.1853. – Л.208; ЦГАВО Украины. – Ф.Р‑4672. – Оп.1. – Д.393. – Л.252, 261. К началу 1970-х гг. доля в организованном в СССР «Интуристом» туристском потоке Сочи выросла до 5,1%, Ялты – 2,3% (Попов, 2016: 103).
  4. В рамках трансфера идей круизные суда из-за дефицита приемлемых для иностранцев средств размещения на берегу Чёрного моря советские менеджеры успешно применили в роли ботелей. Во конце 1950-х гг. – начале 1970-х гг. (до начала эксплуатации гостиничного комплекса «Ялта») доля пассажиров круизных лайнеров в базе клиентов Крымского отделения «Интуриста» была весьма высока – 65–75%.
  5. Огромную роль в развитии туризма сыграл в 1957 г. заимствованный у Запада в плане трансфера идей VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, участниками которого стало 30000 человек. То было первое событие подобного масштаба, к нему приготовили много новшеств в туризме. Не удивительно, что один из главных туристских фестивалей СССР – Грушинский фестиваль – заработал в
    1968 г. (Алексушин, 2002: 492);
  6. В рамках трансфера идей в этот период времени началось создание собственной инфраструктуры по изготовлению туристского снаряжения, идеи которого были заимствованы на Западе. Так, в 1953–1958 гг. выпускали отечественные сборные каркасные байдарки «Луч» конструкции И.И. Деревянко и «Ладога» в 1963-1964 гг. конструкции В.М. Довгалевского. Байдарки «Салют М-4,7» (средняя) и «Салют М-5,2» (тяжелая) выпускали в 1965–1979 гг. (Алексушин. 2020). В конце 1950-х гг. начался импорт туристских байдарок из ГДР (например, Pouch RZ85) и ПНР. На более поздние советские байдарки они оказали посредством технологического трансфера сильное влияние. Близкой по сути была ситуация с другими видами туристского снаряжения – палатками, спальниками, рюкзаками и т.п.

В ходе работы выявлены факторы, с трансфером никак не связанные:

  1. Развитие государственного социального страхования для развития социального туризма (Колупанова, 2015: 16–20). Опираясь на Постановление Президиума ВЦСПС 1948 г., 1/5 путёвок в санатории, профилактории и на турбазы и 1/10 в дома отдыха профсоюзные комитеты вручали трудящимся из бюджета государственного социального страхования бесплатно, остальные – со скидкой в 70% (получавшие их могли приобрести для членов семей путёвки за полную стоимость) (История российского туризма, 2009: 163). В 1950-е гг. каждый год около 1 млрд руб. выделяли из фондов государственного социального страхования на льготные путёвки, а также средства организациям туризма и санаторно-курортного отдыха (Абуков, 1983: 17–19). На прямые инвестиции на туризм (капитальное строительство, инвентарь и оборудование, методическая работа, подготовка кадров и пропаганда) в 1949–1954  гг. из бюджета ВЦСПС потратили 59,5 млн руб., а отчисления на льготные путёвки составили 94,8 млн руб. Более того, преимущество отдавалось советским гражданам. Так, принятое в 1964 г. Советом Министров СССР Постановление о выделении санаторной базы для лечебных туров «Интуриста» ВЦСПС, по сути, проигнорировал: например, в 1968 г. из запланированных этим Постановлением 29000 иностранцев, в Сочи реально лечили только 198 – т.е., лишь 0,7%. В рамках этой деятельности в изучаемый период времени создали большое количество ведомственных турбаз и баз отдыха, в первую очередь – предприятия (Бурмистрова. 2019: 25; Средства размещения на полуострове Копылово Самарской области, 2021: 53);
  2. Проводимая Хрущёвым институциональная реформа, приведшая к созданию учреждений, организовывавших туризм в рамках централизованной экономики: преобразованное из Всесоюзного АО «Интурист» (1933–1964 гг.) Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР (1964–1969 гг.), Главное управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР (1969–1983 гг.). Постановлением Совета министров РСФСР от 15 апреля 1960 г. Управлению ВЦСПС передали функции ликвидированного Главного курортного управления. Совместным Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» от 30 мая 1969 г. ВЦСПС получил руководство туризмом и экскурсиями в СССР. По этому документу ЦСТ (Центральный совет по туризму) преобразовывали в ЦСТиЭ (Центральный совет по туризму и экскурсиям) под эгидой профсоюзов;
  3. Возвращение в строй (возвращение прежним владельцам, физическое восстановление) объектов туристской индустрии после Великой Отечественной войны. Так, в 1950 г. пригодные для гостиниц здания вернули Тресту московских гостиниц для использования по прямому назначению;
  4. «Оттепель» Хрущёва – период идеологической свободы, приведший к смене идеологических парадигм в развитии государства («Россия – священная наша держава», 2005: 80–83; Русь – Россия – СССР – Россия: этапы большого пути, 2006: 390-412). Так, до 1954 г. в московских гостиницах было всего 4700 мест. По распоряжению Хрущёва в 1954 г. исполком Моссовета реорганизовал трест «Московские гостиницы» в Управление высотных домов и гостиниц и развернул большое строительство гостиниц. Уже в 1955 г. стало 21500 мест, в 1958 г. – 28500 (Чернов, 2017: 66). Среди них были и отели для состоятельных постояльцев: «Советская» (1952 г., 160 мест), «Ленинградская» (1954 г., более 500 мест), «Пекин» (1955 г., 243 места), «Украина» (1957 г., 1608 мест), вернули после реконструкции «Будапешт» (1958 г., 209 мест), «Минск» (1964 г., 561 место), «Россия» (1967 г., 5375 мест), «Интурист» (1970 г., 916 мест). Для советских туристов в Москве построили «Золотой колос» (1954–1956 гг., 1561 место), «Турист» (1954 г., 1640 мест), «Ярославская» (1954 г., 1431 место), «Восток» (1956 г., 1820 мест), «Алтай» (1957 г., 1910 мест). На 1956–1958 гг. предусмотрели строительство гостиниц на 10000 мест в городах РСФСР. В Ленинграде был создан трест гостиниц при исполкоме Совета депутатов трудящихся, действовавший по типовому уставу гостиниц, утверждённому министерством коммунального хозяйства РСФСР. К 1960 г. в СССР уже работало 1476 гостиниц (в 1364 городах из 1665 имевшихся в стране) с номерным фондом на 137 тыс. постояльцев. Номерной фонд гостиниц Москвы в период 1954–1960 гг. увеличился в 7 раз, количество койко-мест – в 8 раз. Для примера ситуации в провинции, в областном центре Куйбышеве также построили самую крупную гостиницу
    «Волга» (1958 г., 400 мест) (Алексушин, 2014: 54; Алексушин, 2018: 38).

Результаты исследования и их обсуждение. Таким образом, из 10-ти проанализированных факторов, повлиявших на резкий качественный рост туризма в СССР в 1950-х – 1960-х гг., 6 (60%) использовали трансфер (технологий и идей), а 4 (40%) – нет.

Из выявленных видов трансфера с 6-тью факторами оказались связаны только 4: технологий (2) с совместной разработкой (2) и передачей полной технической документации на изготовление, модернизацию и продажу готовой продукции (2) и идей (4).

Конечно, просчитать объём воздействия каждого фактора на развитие туризма весьма сложно. Но этот расчёт только изменит процентное соотношение, а суть останется неизменной – трансфер стал весьма значительной частью во-действия на туризм в СССР в 1950-е – 1960-е г., приведя к его более успешному и бурному росту, чем без него.

Сомнительно, чтобы в данной ситуации можно было бы отказать в синергетике, и потому эффективность этих факторов –
в их взаимосвязи.

Заключение. В итоге, очевидно, что в 2/3 факторов успешного и эффективного развития туризма был задействован научный трансфер, став сам по себе важнейшим фактором ускоренного становления советского массового туризма в 1950-е – 1960-е гг.

 

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: author has no conflict of interests to declare.

Список литературы

Абуков А.Х. Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма в СССР. М.: Профиздат, 1983.

Алексушин Г.В. Грушинский фестиваль – самарский вклад в мировую культуру // Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы докладов IV-ой международной научно-практической конференции. 29 октября –
3 ноября 2002 года. В 2-х т. Т.1. Самара, 2002.
С. 492–494.

Алексушин Г.В. История отечественных туристских каркасных байдарок: от Николая II до советских туристов-водников // 2020. 20 октября. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5ec000bb7f5192548fb26d8f/istoriia-otechestvennyh-turistskih-karkasnyh-baidarok-ot-nikolaia-ii-do-sovetskih-turistovvodnikov-5f7ea8cc1e2da6289e66d8ee (дата обращения: 10.10.2021).

Алексушин Г.В. Постиндустриальная Россия и Запад // Самарский исторический ежегодник. 1999. Самара, 2000. С. 86–93.

Алексушин Г.В. Развитие комплекса средних средств размещения как основы современного гостиничного сервиса в Самаре // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. №1. С. 54–57.

Алексушин Г.В. Туристско-рекреационный кластер и его элементы. Самара, 2018.

Алексушин Г.В., Бурмистрова В.А. Базы отдыха и турбазы, как средство размещения на Федоровских лугах Самарской области // Modern Science. 2019. № 6-2. С. 25–30.

Алексушин Г.В., Бурмистрова В.А. Средства размещения на полуострове Копылово Самарской области // Modern Science. 2021. № 2-2. С. 53–59.

ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф.Р‑9612. Оп.1. ДД.441, 541; Оп.3. ДД.326, 918, 1853.

Горожанин А.В., Рыбников В.В., Ипполитов Г.М., Ефремов В.Я., Алексушин Г.В. «Россия – священная наша держава»: прошлое с нами: Учебное пособие в 5 книгах / под общей редакцией В.В. Рыбникова. Т.5. От сверхдержавы СССР к России постсоветской (1945-2000 гг.). Самара, 2005.

Горожанин А.В., Рыбников В.В., Ипполитов Г.М., Ефремов В.Я., Алексушин Г.В. Русь –
Россия – СССР – Россия: этапы большого пути: Учебное пособие для вузов по курсу Отечественная история / под общей редакцией В.В. Рыбникова. Т.2. По исторической спирали взлетов и падений бурного XX века: «в года разлук, в года сражений, когда свинцовые дожди...». Самара, 2006.

История российского туризма / Под общ. ред. д. пед. н, проф. Т.И. Власовой: Монография. СПб.: Издательство Д.А.Р.К., 2009.

Колупанова И.А. Государственное социальное страхование – форма развития социального туризма в регионах Сибири в 1950–1960-е годы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-7 (62). С.16–20.

Попов А.Д. «Советская Ривьера»: рекреационный туризм иностранных граждан на черноморском побережье СССР в 1960–1980-е годы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №4. С.102-114.

Проект 737. Среднемагистральные грузопассажирские пароходы СССР середины XX века. Ч.II. Уфа: ООО «Инфинити», 2013.

Рыжкова Р., Грушко С. Развитие иностранного туризма в городе Сочи (1954–1987 годы). Сочи, 1997.

Справочник по серийным транспортным судам. Т.1. Грузопассажирские и пассажирские суда. М., 1964.

ЦГАВО Украины (Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины). Ф.Р‑4672. Оп.1. Д.393.

Чернов В.А., Курбанова Л.М., Затесова О.М. История отечественного гостеприимства (1918-2017). Хабаровск, 2017.

AxL-326. AxL-424. 47K. 47K/r. 47K/ed. 47K/red. 47K/k. 47D. 47D/r. 47D/ed. 47D/red. 47D/edd. 47D/redd. 47D/k. 47BD. EW7/N VEB Waggonbau Ammendorf. Berlin, 1972.

Information Weitstrecken-Büfettwagen Typ 47-BD. VEB Waggonbau Ammendorf. Berlin, 1965.

Information WPW-Ayl. VEB Waggonbau Ammendorf. Berlin, 1969.

Profiliertes Programm fortschrittlichen. VEB Waggonbau Ammendorf. Berlin, 1981.

Weitstrecken-Speisewagen SK.k. VEB Waggonbau Ammendorf. Berlin, 1975.