16+
DOI: DOI: 10.18413 /2408-9346-2016-1-4-63-69

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Aннотация

В статье анализируются основы компетентностного подхода в системе профессионального образования сферы туризма, в частности, выделяются проблемы, которые в современном образовательном пространстве оказывают тормозящее влияние на процесс его реализации на практике. В статье исследованы региональные системы непрерывного образования, профессиональная подготовка будущих специалистов c учетом текущей ситуации развития турима и потребностей рынка труда отрасли; удовлетворение запросов работодателей и ситуация на рынке труда региональной системы непрерывного образования. В работе рассмотрены социальные факторы, определяющие системный подход к развитию регионального туризма, как многоуровневого непрерывного образования, представленного в виде совокупности социальных факторов, что в данном исследовании отражено как феномен, который отражает совокупность характеристик системы образования в социальной среде на основе взаимодействия между социальными партнерами в регионе. Представлена информация о системности непрерывного профессионального туристского образования, обусловленная комплексом социально-педагогических условий, что влияет на содержание, формы и методы обучения. Выстроена тесная связь между этапами образовательного процесса, опр6еделена логика его дальнейшего развития. Также рассмотрена многоуровневая непрерывная система профессионального туристского образования, объединяющая базовые образовательные учреждения. Широкий спектр услуг в сфере туризма требует всеобщего знания специалистов, работающих в этой области, и навыков управления на различных уровнях, от аниматора гостиничного комплекса и до транспортного предприятия. Таким образом, с развитием туристического бизнеса необходимой, по крайней мере, в последнее десятилетие, становится подготовка специалистов в области экономики и менеджмента в индустрии туризма. В статье предлагается система методов обучения студентов вузов и учащихся колледжей непосредственно на предприятиях в сфере туризма и гостеприимства. Это позволит им приобрести компетенции и практические навыки, способность реагировать на существующий и потенциальный спрос, понять и принять во внимание психологические ожидания целевой аудитории


Наличие новых социально-экономических условий, быстрое развитие туристической деятельности породили потребность в научно обоснованных подходах к формированию региональной системы многоуровневого профессионального туристского образования.

Приоритетной задачей для индустрии туризма является интеграция Казахстана в международное туристское сообщество в качестве лидера туризма Центрально-Азиатского региона и формирование конкурентоспособной спортивной нации. По итогам реализации Государственной программы развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 годы наблюдалось  сохранение тенденции устойчивого роста показателей туристской деятельности. Однако динамика развития туристской отрасли характеризуется неустойчивым  ростом показателей индустрии туризма. Так, общее число посетителей по итогам 2014 года по сравнению с 2012 годом увеличилось на 3,9%, выездной туризм вырос на 22,3%  (6413,9 тыс. тенге), однако объем внутреннего туризма уменьшился на 5,3% и составил 4 028,1 тыс. человек. При этом въездной туризм уменьшился на 8,3% и составил 4329,8 тысяч человек. Снижение основных показателей обусловлено ситуацией в мировой экономике [10].

Данные статистики въездного туризма показывают также снижение таких показателей, как распределение посетителей по целям поездок, в том числе для досуга и отдыха по сравнению с 2012 годом на 19,8% или на 1541 человек. Вместе с тем, сократилось и количество реализованных путевок на  3242 ед. или на 44%. В отчетном периоде 1203 туристские фирмы и 73 индивидуальных предпринимателя, занимающихся туристской деятельностью, обслужили 369,1 тыс. посетителей, что вследствие общей мировой ситуации в экономике на 25,7% меньше, чем в 2012 году.  В целом доход от туристской деятельности субъектов туристской индустрии в 2014 году составил 82,6 млрд. тенге.

Действующие в республике 1235 предприятий гостиничного хозяйства обслужили 2306,1 тысяч человек и оказали услуг на 48 249,6 млн. тенге. По итогам отчетного периода на объектах размещения насчитывается  30 831 номеров, и их единовременная вместимость составила 67 807 койко-мест [10].

Приведенные выше данные обуславливают создание  условий для функционирования в стране современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей казахстанских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах. Необходимо отметить, что в рамках отрасли туризма успешно реализуются проекты, позволяющие решать приоритетные задачи индустрии туризма.

Становление Казахстана центром туризма Центрально-Азиатского региона зависит от решения следующих проблемных вопросов:

  1. Необходимость  развития туристской и транспортной инфраструктуры;
  2. Уровень сервиса и труднодоступность знаковых исторических мест на казахстанском отрезке Великого Шелкового пути не привлекает ни казахстанских, ни иностранных туристов.  Также  требуется  пересмотр международной пропаганды и продвижения туристских маршрутов нашего исторического наследия, развитие маркетинговых коммуникаций;
  3. Недостаточный уровень подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и отсутствие научной базы туризма. Так же требуется  разработать профессиональный стандарт, основанный на компетенциях для индустрии гостеприимства. Одной из проблем, препятствующих развитию туризма, является недостаток специализированных кадров в сфере гостеприимства;
  4. Низкое качество предоставляемых услуг в туристской индустрии. Предыдущая проблема, влечет за собой как низкое качество в обслуживающей сфере, так и низкое качество предоставляемых услуг на объектах индустрии туризма;
  5. Отсутствие политики продвижения позитивного туристского имиджа влечет недостаточную  привлекательность Казахстана в качестве страны туризма [3]. 

При сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности туризма Казахстана на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги и формирования условий для устойчивого развития туризма в стране. В связи с этим необходимо рассматривать  развитие туристской отрасли с учетом влияния внешних факторов, в том числе состояния мировой экономики, правового регулирования, экономической и политической ситуации как внутри страны, так и за рубежом и др. 

На сегодняшний день основой для развития туристской отрасли является Государственная программа развития туризма до 2020 года. Концепция развития туризма в Казахстане предусматривает реализацию главной цели – организация туризма как  прибыльного сектора экономики путем создания высокорентабельной индустрии туризма, способной производить и предоставлять высокое качество, конкурентоспособные на международном туристическом рынке продукты, а также необходимость разработки системы подготовки и повышения квалификации в сфере туризма.

В рамках Государственной программы развития туризма до 2020 года предусматривает создание конкурентоспособной туристской индустрии. С 2005 года Правительство Республики Казахстан организовало для обучения персонала, в том числе и для индустрии туризма, программу «Болашак», при этом, совместно с Министерством образования и науки планирует увеличить квоту студентов на направления «Туризм» и «Услуги» [2].

Также на развитие отрасли влияют и внутренние факторы, к которым можно отнести кадровую политику (подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации, организация труда), профессиональный маркетинг отечественного туристского продукта.

На сегодняшний день подготовка кадров для туристской отрасли осуществляется в организациях высшего и послевузовского, технического и профессионального образования. По данным Министерства образования и науки Республики Казахстан, подготовку по направлению туризм проводят 77 учебных заведений ТиПО (технического и профессионального образования) по 11 специальностям и по 33 квалификациям.

Требования к современному специалисту индустрии туризма, предлагают, в первую очередь, высокий уровень профессионализма и компетентности. Иногда теоретики и практики имеют различное восприятие этих понятий. В одном случае – это высококвалифицированный специалист, а в другой – хороший организатор. И всегда, в первую очередь его главные качества – независимость, инициативность, предприим­чивость, творчество, готовность к разумному риску. И, помимо наличия профессиональных качеств, менеджер должен иметь высокий уровень общей и управленческой культуры [9].

Выделенные требования для специалистов туризма показывают, необходимость создания концепция единого управления туристическими услугами. Суть лидерства – диалектическая взаимосвязь двух процессов: управление одним человеком и самоорганизации группового поведения.

Эти особенности организации управленческого труда в туристической отрасли накладывают определенные требования на формирование определенных черт личности лидера, которые включают в себя:

  • адаптивную мобильность – склонность к творческим формам деятельности, креативность, стремление к качественным изменениям в организации и содержании собственной деятельности, внедрение в свою деятельность инноваций;
  • контактность  –  коммуникабельность, интерес к людям, способность располагать к себе людей, умение разрешать конфликты;
  • устойчивость к стрессу  –  интеллектуальная и эмоциональная безопасность в проблемных ситуациях;
  • динамичность  –  честолюбие, стремление к лидерству.

Основные изменения, происходящие в казахстанском образовании на современном этапе, привели к появлению новых принципов и методологических инструментов  в создании образовательного контента. Была не только разработана, но и успешно внедряется  концепция непрерывного образования. Изучение различных аспектов теории и практики непрерывного образования в сфере туризма нашло свое отражение в трудах  многих ученых. По некоторым из них понятие непрерывности образования охватывает четыре основных субъекта профессионального образования: личность, общество, производство и само образование и предполагает достижение следующих целей:

  • гуманизация профессиональной подготовки в качестве радикального поворота от технократизма: обеспечение адаптации производственного персонала к потребностям производства, гуманистические цели профессионального и личностного развития;
  • демократизация профессионального образования, переход от жесткой централизованной и единой системы профессиональной подготовки к созданию условий и возможностей для каждого образовательного учреждения, каждого участника образовательного процесса в более полной мере раскрытия  потенциала и способностей;
  • опережающее профессиональное образование: уровень общего и профессионального образования людей должен опережать уровень развития производства, его техники и технологии [7].

Новые образовательные парадигмы диверсификации образования включают появление многовариантных образовательной программ, что  проявляется в многоуровневом образования, в мульти-обучении, гибкости и дисперсии, в функциональной активности. Диверсификация – адаптивная реакция общества и образования на негативные процессы в обществе [5].

Анализируя принципы диверсификации образования можно отметить, что многоуровневая система обеспечивает развитие непрерывного профессионального образования, превращения его «в течение всей жизни», и это положение позволяет разрабатывать различные программы, принимая во внимание возраст и личность обучаемого. Скорость обучения позволяет человеку строить свою собственную образовательную траекторию. Изменчивость и гибкость обеспечивают широкий спектр знаний, профессий, специальностей, специализаций. Универсальность системы подчеркивает широкий спектр функций профессиональных учебных заведений в области подготовки кадров.

Диверсификацию, как перспективное направление развития профессионального и технического образования, можно рассматривать как общий дидактический принцип  в системе непрерывного профессионального образования, что создает новую образовательную среду профессионального образования и современные  типы образовательных учреждений [5].

Диверсификация образования  привела к растущему социальному спросу на более высокий уровень профессиональных знаний и необходимость удовлетворения растущих потребностей населения, что находит свое отражение в  развитии успешных учебных заведений, альтернативных образовательных программ и систем, которые отражают постоянно меняющийся спрос на рынке труда. В то же время образовательные учреждения принимают меры по подготовке персонала к работе в новых профессиональных сферах, принимая во внимание реструктуризацию и регионализацию экономики.

Основными принципами функционирования непрерывной образовательной системы являются:

  • удовлетворение социальных и экономических потребностей в квалифицированных кадрах, способных решать сложные проблемы;
  • повышение качества образования и профессиональной подготовки в образовательных учреждениях и на уровне квалификационных требований для специалистов;
  • удовлетворение потребностей личности в различных образовательных услугах;
  • свобода выбора – расширение прав и возможностей профессиональных образовательных учреждений в предоставлении образовательных услуг [3].

При анализе этого вопроса в контексте подготовки менеджеров для туризма может иметь место следующее определение диверсификации. Диверсификация образования характеризуется сочетанием различных специализированных направлений в рамках существующих программ, развитием его потенциала и структуры, повышением конкурентоспособности, она делает более гибкими стратегии обучения, позволяет более эффективно использовать ресурсы, учитывать изменение потребностей и колебания рынка, использование научных достижений и  технического прогресса.

Новые подходы в образовании менеджеров  в области туризма включают: индивидуализацию образования, выбор предметов студентами и самостоятельной образовательной траектории, интенсификацию образовательных процессов, компьютеризацию и креативность образования  –  элементы качества и соответствия реалиям современной жизни [3].

Перестройка образования отражает растущий спрос на индивидуальный выбор дисциплин, формирующих собственную образовательную программу, независимо разработанную. Выбор предметов студентом способствует особому подходу к формированию своей карьеры, мотивации учебного процесса, изучения и понимания особенностей профессиональной деятельности.

Дополнительное образование учитывает тот факт, что знания, которые определяют профессионализм, каждые 3-5 лет устаревают,  и необходимо обучение с учетом перспектив и прогнозов развития туризма. Интенсификация учебного процесса определяется тем, что объем информации и знаний постоянно растет и этот процесс бесконечен. Образование невозможно активизировать без учета  интеллектуального потенциала студента, новых методов информационно-методической поддержки, изменений в структуре образовательной программ, учебной мотивации, комфортного образования. Компьютеризация образования определяет характер насыщения образовательных процессов современной компьютерной техникой, развития и эффективного использования мультимедиа, компьютерных учебников [7].

В целом можно отметить, что изменения в содержании профессиональной подготовки образования основаны на принципах многоуровности, многоступенчатости, мультифункциональности и гибкости, которые создают новый образовательный продукт, востребованный современным обществом [4].

Для модернизации системы непрерывной подготовки специалистов для индустрии туризма мы предлагаем разработать комплекс мер, обеспечивающих ее реализацию.

Для всех субъектов системы туристского образования:

  • формирование системы подготовки кадров в соответствии с требованиями современной парадигмы образования и инноваций;
  • мониторинг качества выпускников учебных заведений;
  • целенаправленная деятельность по признанию международным туристическим сообществом дипломов и квалификационных свидетельств.

Для образовательных учреждений сферы туризма:

  • разработка учебных программ для формирования творческого развития современного специалиста;
  • разработка и внедрение новейших образовательных технологий для подготовки специалистов индустрии туризма;
  • создание учебной  базы для  проведения тренингов, семинаров и краткосрочного повышения квалификации работников отрасли;
  • создание условий для привлечения ведущих специалистов туристической индустрии на работу в образовательные учреждения.

Для предприятий и организаций индустрии туризма:

  • целевое выделение средств предприятий и организаций индустрии туризма на подготовку персонала, соблюдение годового повышения квалификации по крайней мере, 20% сотрудников;
  • участие (по крайней мере, 30%) представителей бизнес-сообщества в экзаменационных комиссиях, особенно итоговой государственной аттестации;
  • предоставление стажировки преподавателей на предприятиях индустрии туризма;
  • участие предприятий в процессе получения практических навыков во время практики, подготовки проектов и диссертаций по темам, заявленным организациями;
  • обеспечение соответствия заработной платы специалистов уровню квалификации.

Мониторинг образовательных результатов в рамках образовательной программы «Туризм» осуществляется на основе следующих принципов:

  • контроль осуществляется в рамках регламентированной процедуры, с установленной оптимальной периодичностью – два рубежных контроля в одном семестре (на 8-й неделе), при этом оценки рубежного контроля студентов вносятся преподавателями в электронную базу данных университета с помощью специальной программы;
  • критерии оценивания результатов обучения и результаты контроля описаны в силлабусах, раздаются студентам и таким образом доводятся до сведения всех заинтересованных сторон [3].

Результаты освоения образовательной программы бакалавриата определяются приобретенными компетенциями, способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Модель тюнинга образовательной программы «Туризм» представлена в табл.

Общие компетенции высшего образования сформированы на основе требований к общей образованности, социально-этическим компетенциям, экономическим и организационно-управленческим компетенциям, специальным в ГОСО от 23 августа 2012 года № 1080.

Профессиональное обучение включает:

  • довузовское образование: школы, профильные классы, лицеи;
  • техническое и профессиональное образование;
  • послесреднее образование – колледжи.
  • высшее профессиональное образование: институты и университеты;
  • послевузовское профессиональное образование магистратура, докторантура PhD.

Дополнительное профессиональное образование включает: центры, факультеты переподготовки и повышения квалификации вузов; корпоративное,  внутрифирменное повышение квалификации.

Самообразование обеспечивает связь между имеющимся и дополнительным профессиональным образованием, необходимым для повышения уровня образования и профессионального статуса в индустрии туризма. Самообразование присутствует на протяжении всей жизни специалиста.

Индустрия туризма является не только потребителем, но и заказчиком образовательных услуг.

Несмотря на влияние мирового финансового и экономического кризиса, общее число туристических компаний в целом снизилось незначительно, только жесткая конкуренция заставила их принять более определенные рыночные ниши. Все чаще стали проявляться в Казахстане характерные глобальные тенденции, такие как консолидация и интеграция туристических предприятий. Таким образом, страна по-прежнему активно развивает  индустрию туризма.

Тем не менее, несмотря на относительно позитивные тенденции последних лет, одна из главных проблем, мешающих развитию туризма в Казахстане –  по-прежнему недостаточное количество специализированных кадров в этой области. В целом, вполне  определенно появились контуры национальной системы непрерывного обучения для индустрии туризма. По словам экспертов, Казахстан разработал современную систему непрерывного профессионального образования по специальностям «Туризм» и «Услуги» [3].

Вся система подготовки кадров для индустрии туризма не может быть эффективной без соответствующей базовой подготовки. Тем не менее, этот процесс часто отделяется от практической деятельности предприятий – организаторов туристического сектора, отелей, ресторанного бизнеса и других объектов туристической индустрии, и это является одной из самых острых проблем, стоящих перед системой образования.

Компетентностный подход к обучению может значительно повысить уровень профессиональной подготовки, что в конечном итоге не только улучшит качество предоставляемых услуг, но и повысит конкурентоспособность казахстанских предприятий индустрии туризма и гостеприимства.

В целом, в подготовке будущих специалистов для туристической отрасли Казахстана необходимо использовать не только самые современные методы обучения, но также поддерживать тесные связи с предприятиями туристического бизнеса, обеспечивая студентам возможность участвовать в международном обмене информации, приобретать за границей международный опыт.

Развитие международного сотрудничества в области подготовки и переподготовки кадров для индустрии гостеприимства Казахстана также важно для повышения ее конкурентоспособности в условиях глобализации. Это может быть не только в виде привлечения высококвалифицированных зарубежных специалистов и преподавателей для обучения студентов в учебных заведениях Казахстана, но и расширение количества казахстанских студентов, обучающихся в известных зарубежных университетах и колледжах по направлению «Туризм».

Список литературы

  1. Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года.
  2. Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года.
  3. Кораблев, В. А. Проблемы качества туристского образования и кадрового обеспечения индустрии туризма в Казахстане // Современное образование. 2009. № 1. С. 22-23.
  4. Лайко, М. Ю., Мировой опыт развития индустрии гостеприимства. – М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2008. 214 с.
  5. Ломакина, Т. Ю. О диверсификации непрерывного профессионального образования // Педагогика. 2012. № 1. С. 75-78.
  6. Материалы 21-й сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО в Медельине, Колумбия, 2015 год / URL: htpp://www.unwtoga2015.org (Дата обращения 09.11.2015).
  7. Никитинский, Е. С. Стратегия подготовки туристских кадров в Республике  Казахстан  до 2030 года //  Мир  путешествий.  2010.  № 1  (6). С. 22-25.
  8. Резолюции, принятые Генеральной ассамблеей ЮНВТО ее двадцать первой сессии, 2015 год / URL: http://lmd.unwto.org/ru/event/generalnaya-assambleya-dvadtsat-pervaya-sessiya (Дата обращения 23.10.2015).
  9. Теобалд, У. Ф., Фрэнк М. Global Tourism / Globalization and Emerging Tourism Education Issues – Рутледж. 2013. 456 с.
  10.  Туризм Казахстана 2011-2014 // Статистический сборник. – Астана, 2015.