16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-1-0-7

Основные подходы к формированию государственной политики в области качества

Aннотация

Государственная политика в области качества оказывает существенное влияние на конкурентоспособность предприятий и выход их на мировые рынки. Важной задачей в развитии государственной политики является повышение качества деловой среды. Это предполагает формирование таких условий создания и поддержания бизнеса, при которых может быть достигнуто более эффективное функционирование и управление деятельностью предприятий, организаций. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью анализа основных положений и эволюции подходов к формированию и реализации государством политики в области обеспечения и улучшения качества. В исследовании применены как общенаучные, так и аналитические методы познания. Все это позволило изучить данную проблему. В ходе исследования авторами использовались нормативные материалы по вопросам политики государства в области качества. В процессе исследования был проведен анализ воздействия государства на социально-экономические процессы путем формирования политики в области качества на национальном уровне. Определено, что в современных экономических условиях решение задач и проблем, возникающих в сфере управления качеством, является основой стабильного развития государства, а высокий уровень качества продукции и услуг увеличивает конкурентоспособность страны на мировом рынке. При этом отмечено, что государственная политика в области качества оказывает влияние на производство конкурентоспособной продукции высокого качества, поскольку государство при проведении такой политики стимулирует производителей и обеспечивает им поддержку в изготовлении продукции соответствующего уровня качества. В результате исследования определены приоритеты в развитии государства в области качества товаров и услуг: активная борьба российской продукции за выход на мировой рынок; повышение качества отечественной продукции сельского хозяйства; повышение эффективности деятельности предприятий, их систем менеджмента.


Введение. В современных экономических условиях залог стабильного развития государства и благополучия жизни его граждан – это решение задач и проблем, возникающих в сфере управления качеством. Уровень качества продуктов и услуг, произведенных на территории одной страны, может стать ключевым моментом в выведении страны из кризисной ситуации, реализации ее национальных интересов. Высокий уровень качества продукции и услуг также увеличивает конкурентоспособность страны на мировом рынке. Таким образом, вопрос выявления национальных интересов и постановки задач в области качества является сегодня крайне актуальным, а  исследование существующих целевых установок по формированию этой политики представляет большой интерес с точки зрения развития экономики государства, и как следствие - повышения качества жизни населения.

Цельисследования. Целью работы является исследование основных направлений политики государства в области качества и эволюции этих процессов.

Материалы и методы исследования.  Представленная статья является аналитической, в ней обобщены результаты исследований, посвященных анализу эволюции подходов к осуществлению государственной политики в области качества. При исследовании эволюции подходов по формированию и реализации политики государства в области улучшения и обеспечения качества использовались аналитические и общенаучные методы.

Результаты исследования и их обсуждение.  В современном обществе всё больше специалистов признают, что рыночная экономика, несмотря на свои возможности саморегулирования экономических процессов, должна поддерживаться государством. Именно государство создает условия «игры» для всех участников рыночных отношений, тем самым выступая ключевым регулятором социально-экономических преобразований. Государственное регулирование сегодня продолжает расширяться, охватывая всё больше сфер и аспектов жизни и деятельности общества.

Государственная политика в области качества оказывает прямое воздействие на производство конкурентоспособной продукции высокого качества, поскольку государство при проведении такой политики стимулирует производителей и обеспечивает им поддержку при производстве продукции соответствующего уровня качества (Серенков ….., 2018).

Один из первых подходов государственной политики в области качества в современной России был предложен в середине 1990-х гг. российским философом Александром Ивановичем Субетто. Ученый выдвинул несколько ключевых положений, которые впоследствии оказали значительное влияние на формирование взглядов в области государственного регулирования качества. Рассмотрим подробнее данные положения.

В качестве основного выдвигается положение о необходимости достижения «такого уровня качества социально-экономических преобразований, который обеспечивает устойчивое развитие России» (Субетто, 1998). Для осуществления этого положения необходимо повысить роль образования и качественно улучшить его, образование должно стать главным механизмом развития умственных способностей людей. Для стабильного процветания страны ее жители должны постоянно совершенствоваться, становиться специалистами в различных видах деятельности и планировать свое будущее, таким образом внося вклад в будущее всего государства (Серенков, 2018). Также реализация вышеназванного положения предполагает построение смешанной экономики в государстве, всеобщее управление качеством жизни и формирование реально действующей развитой системы законодательства по вопросам качества и безопасности.

Следующее положение доктрины государственной политики качества А. И. Субетто – всеобъемлющий процесс расширения роли качества (так называемая квалитативизация) важнейших сфер жизнедеятельности общества (экономики, управления, экологии и т. д.). Данное положение предполагает:

  •  высший приоритет национальной политики государства в области качества;
  •  применение показателей качества жизни в качестве оценки всей политики, проводимой государством;
  •  постоянное обучение руководителей всех уровней управления всеобщему менеджменту качества;
  •  обеспечение системного подхода при обучении менеджменту качества.

Еще одно положение говорит о том, что разрабатываться и реализовываться политика в области качества в РФ должна в соответствии с тенденцией роста наукоемкости качества. Для осуществления этого положения необходимо создание антикризисных программ, направленных на сохранение и возрастание научного и образовательного потенциалов страны, для чего, в свою очередь, нужно сформировать систему постоянного мониторинга качества указанных потенциалов.

Одним из пунктов в концепции А. И. Субетто является распространение государственной политики в области качества на информационную и духовную сферы общества, для чего также нужно создавать программы по всестороннему улучшению данных сфер.

Важное положение доктрины государственной политики качества гласит, что политика Российской Федерации в области качества должна распространяется на все уровни управления. Если достижение высокого качества жизни населения – одна из важнейших целей государственной политики, то высокое качество управления – преобладающая цель государственной политики качества. Для выполнения этого положения необходимо воплотить в реальность множество мер. Прежде всего нужны управленцы, которые обладают знаниями по использованию современных технологий проектирования организационных структур (Концепция национальной безопасности…, 2000).

Следующее предложенное А. И. Субетто положение состоит в том, что государственная политика должна активно и широко использовать российский научный потенциал. Для этого необходимо обеспечить соответствующий уровень развития науки.

Таким образом, концепция государственной политики качества А. И. Субетто не ограничивается конкурентоспособностью и качеством товаров и услуг, она прежде всего акцентирует внимание на качестве жизни населения, его аспектах и способах достижения.

В 2002 году в ходе многочисленных обсуждений и дискуссий Росстандартом, а также Министерством экономического развития и Министерством промышленности и науки была утверждена Концепция национальной политики РФ в области качества продукции и услуг (сокращенное название далее по тексту – Концепция). Данная концепция является системой официальных взглядов государства на обеспечение, управление и улучшение качества продукции (услуг). Под качеством продукции понимают совокупность ее характеристик, обеспечивающих способность продукции удовлетворять текущие (установленные) и ожидаемые потребности (Концепция национальной политики России…, 2002).

Данная Концепция содержит следующие инновационные принципы (Концепция национальной политики России …, 2002):

  • обеспечение высокого качества продукции и услуг является первоочередным в решении экономических и социальных проблем государства;
  •  владение руководителями всех уровней основными инструментами и методами менеджмента качества;
  • создание условий экономического, правового, социального и организационного характера для достижения целей в области качества;
  • непрерывное техническое регулирование, позволяющее обеспечивать защиту потребителей от некачественной продукции.

Вышеуказанные положения направлены на создание условий, при которых может быть обеспечен должный уровень качества продукции и услуг. Они должны быть приняты во внимание всеми организациями и предприятиями, работниками всех уровней и в целом гражданами России.

Таким образом, основная идея Концепции представляет собой тотальное повышение уровня качества продукции и услуг отечественного производства и является национальной идеей.

Этот тезис подразумевает в себе то, что целью существования каждого российского предприятия или организации должно стать, в первую очередь, предоставление потребителям продукции и услуг наивысшего качества. Также методы повышения качества продукции и услуг должны применяться независимо от масштабов производства и от размера предприятия (Гродзенский, 2019).

Необходимо сказать, что проект Концепции претерпевал множество изменений с даты его оглашения. Тем самым до настоящего времени он не представлен руководству страны в окончательном виде.  

С другой стороны, Концепция стимулировала развитие деятельности регионов в области подготовки и реализации собственных аналогичных документов. Примером могут служить Ярославская, Нижегородская, Томская области, Краснодарский край, Республика Мордовия.  

Другой задачей в развитии государственной политики является повышение качества деловой среды, что предполагает обеспечение таких условий создания и поддержания бизнеса, при которых может быть достигнуто более эффективное функционирование и управление деятельностью предприятий, организаций.

Таким образом, реализация национальных интересов РФ посредством влияния на качество продукции или услуг осуществляется не только в социальной и информационной сферах, но и экономической, военной, международной и экологической.

Ключевая цель политики государства в области качества призвана обеспечить не только высокую конкурентоспособность продукции и услуг на внутрироссийском рынке, но и высокий уровень жизни российского населения, формирование духовных и гражданских ценностей, обороноспособность страны, развитие научно-технического потенциала и промышленного потенциала страны, а также развитие передовых информационных технологий в России.

Следует отметить, что реализация принципов национальной политики РФ направлена на повышение качества продукции во всех сферах экономики, а также на формирование общероссийской культуры качества (Национальные стандарты…, 2022).

Первое направление представляет собой пропаганду идей в области качества. Особое значение в воспитании культуры качества имеют средства массовой информации. Усилению роли качества во всех сферах общества способствуют конкурсы разных уровней на соискание премий в области качества. Пропагандирование и стимулирование качества продукции можно назвать важнейшим направлением деятельности государства в области качества, так как у потребителей формируются высокие ожидания, которые обязаны учитывать производители, чтобы их деятельность была успешной. Таким образом повышается качество производимой продукции, а как следствие, и уровень жизни населения.

Следующее направление – это внедрение в организации эффективных систем управления качеством, а также прогрессивных методов управления качеством. Это позволит организациям повысить эффективность своей деятельности, наладить производство продукции высокого уровня качества, способного обеспечить полное удовлетворение запросов потребителей, что, в свою очередь, усилит конкурентоспособность организаций.

Развитее сети государственных структур для оказания предприятиям и организациям помощи при внедрении систем управления качеством является важным звеном реализации принципов национальной политики. Концепция определяет основные направления, способствующие внедрению систем эффективного менеджмента качества.

Во-первых, это политика в сфере образования, она включает в себя подготовку специалистов в области качества. Во-вторых, консультационная деятельность, включающая в себя формирование профессиональных квалифицированных консультационных центров. Важным направлением является политика поддержки внедрения систем качества при размещении заказов по поставку продукции для государственных нужд.

Еще одно направление политики государства заключается в создании условий организационно-технического характера, направленных на повышение уровня качества выпускаемого продукта. Здесь внимание акцентируется на техническом регулировании, развитии информационной инфраструктуры, совершенствовании метрологического обеспечения и др. (Официальный сайт…, 2022).

В результате исследования были выявлены механизмы, позволяющие защитить рынок от некачественной продукции (Постановление правительства…, 1998):

  • ответственность производителя за выпуск и продажу продукции ненадлежащего качества
  • предотвращение попадания на рынок некачественной продукции;
  • надзор и контроль со стороны государства не только за качеством готовой продукции, но и проверка способности организации выпускать качественные товары на рынки.

Завершающее направление – необходимость учета факторов качества продукции (услуг) при разработке направлений развития экономки страны. Такая политика предполагает систему оценки предприятий, которым планируется оказывать государственную поддержку. При этом организации, претендующие на такую поддержку, должны обосновать свою способность повысить конкурентоспособность продукции (Козбаненко, 2002).

Таким образом, разработанный проект Концепции – большой шаг вперед для России, поскольку сформированный государственный документ содержит основные направления и целевые ориентиры государства в области качества.

Данная концепция имеет ряд достоинств:

  • рассмотрение повышения качества российской продукции как национальной идеи страны;
  •  оценка роли качества в различных сферах деятельности государства;
  •  акцентирование на необходимости формирования общей культуры качества у населения;
  •  усиление роли образования в воспитании культуры качества.

В России основным ориентиром в области качества для всех организаций, предприятий и граждан является Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27.12.2002), вступивший в силу в 2002 году. Этот закон стал преемником утративших силу законов РФ «О стандартизации» и «О сертификации» (Федеральный закон…, 2002).

Такое понятие, как «технический регламент» стало новым в правовой сфере России, оно определяется в статье 2 Закона как документ, «устанавливающий обязательные для исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства…» (Закон РФ…, 2003). Тем самым технический регламент представляет собой набор условий, которые определяют безопасное использование продукции для жизни и здоровья людей. Этими условиями являются: формы оценки соответствия продукции определенному уровню качества, крайние сроки оценки, терминологические требования к маркировке, упаковке и правила их оформления (Постановление Правительства…,2014).

Все требования технических регламентов имеют силу на всей территории нашего государства и применяются к любой продукции, независимо от страны ее происхождения.

Другими инструментами технического регулирования являются межгосударственные стандарты (ГОСТ) и национальные стандарты (ГОСТ Р).

ГОСТ – это аббревиатура, которая означает государственный стандарт. Принципиального различия между ГОСТ и ГОСТ Р не существует. ГОСТами принято считать нормативно-технические требования, которые были приняты в советские времена и до сегодняшнего дня не были заменены. Эти стандарты считаются актуальными в большинстве постсоветских стран. А ГОСТ Р – это также нормативно-технические требования, но которые выдвинуты уже на территории Российской Федерации и применяются исключительно на ней. Часто к «ГОСТ Р» прибавляются аббревиатуры, в таком виде как: «ИСО», «МЕК». (Закон РФ…, 1993).

Примерами основных российских стандартов качества в области менеджмента могут служить: ГОСТ Р ИСО 9000-2008; 9001-2008; 9004-2001, а также ГОСТ Р 40.001-95;  12.0.006-2002 и другие.

Технические регламенты и ГОСТы имеют существенные различия между собой. Регламенты являются нормативными актами, обязательными для исполнения на всей территории России. ГОСТы же носят рекомендательный характер и не обязательны к применению. Однако согласно Закону «О техническом регулировании» обязательны к исполнению ГОСТы, соответствующие целям: «защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества» (Федеральный закон…., 2002). Исключение также составляют ГОСТы, перечисленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года №1521 (ГОСТ 27751-2014 о надежности строительных конструкций, ГОСТ 31937-2011 о мониторинге технического состояния сооружений).

Стандарты в отличие от технических регламентов характеризуются количественными параметрами к выпускаемой продукции. Регламенты же регулируют условия, требования к качеству уже готового изделия.

Как известно, в организациях культура качества, системы и методы менеджмента качества внедряются «сверху вниз» - высшим руководством. Аналогичную роль призвано выполнять и государство. Совершенствование государственной политики в области качества и ее эффективная реализация – одна из ключевых задач России в современных условиях (Хабибулина, 2011). Повышение качества продукции приведет к усилению конкурентоспособности отечественного производителя и повысит качество жизни населения, что, в свою очередь, обеспечит развитие всех сфер жизни общества. В связи с этим государство должно разработать широкий комплекс мер, прежде всего – оказания помощи организациям в производстве продукции высокого качества, а также интегрировать в школьные программы дисциплины, формирующие у детей понимание важности роли качества и базовые знания в данной области.

Заключение. Таким образом, государственная политика в области качества на территории России находится на пути своего становления. При этом существует общее представление о направлении движения – всеобщий менеджмент качества. Высшем руководством страны также ставятся достижимые цели, и при этом даются инструменты для их достижения. При этом приоритетами в развитии государства в области качества продукции и услуг являются: активная борьба российской продукции за выход на мировой рынок; повышение качества отечественной продукции сельского хозяйства; повышение эффективности деятельности предприятий, их систем менеджмента.

 

Информация о конфликте интересов: авторы не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: authors has no conflict of interests to declare.

Список литературы

Закон РФ от 10 июня 1993 года № 5154-1 «О стандартизации».

Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 (ред. от 10.01.2003) «О сертификации продукции и услуг».

Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг. URL: http://bigspb.ru/publications/other/qm/koncept_na tion_pol_russia_qps.php (дата обращения: 10.02.2022).

Национальные стандарты РФ. URL: http://iso.gost.ru (дата обращения 10.01.2022).

Официальный сайт международной организации по стандартизации ISO, 2022. URL: https://www.iso.org/ru/home.html (дата обращения 10.01.2022).

Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 N 113 (ред. от 17.08.2010) «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг» // «Собрание законодательства РФ», 09.02.1998, N 6, ст. 745.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Гродзенский С. Менеджмент качества / М.: Проспект, 2019. – 200 c.

Козбаненко В. А. Государственное управление: основы теории и организации / М.: «Статус. 2002. – 366 с. Официальный сайт международной организации по стандартизации ISO, 2022. URL: https://www.iso.org/ru/home.html (дата обращения 10.01.2022).

Серенков В.Л. Гуревич, В.М. Методы менеджмента качества. Методология управления риском стандартизации / Инфра-М, Минск, 2018. – 149 c.

Субетто А.И. Политика качества, в том числе политика качества образования, как база решения проблемы выхода из кризиса и устойчивого развития России в XXI веке // Качество: теория и практика. 1998. № 1–2.

Хабибулина А. Г. Элементы новаций в современной системе управления качеством в России // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. №1 (17). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elementy-novatsiyv-sovremennoy-sisteme-upravleniya-kachestvomv-rossii (дата обращения: 10.01.2022).