16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-1-0-7

Актуальные вопросы разработки стратегии социально-экономического развития туристско-рекреационных регионов (на примере города-курорта Сочи)

Aннотация

Статья посвящена осмыслению проблем, возникающих в процессе разработки стратегий социально-экономического развития туристско-рекреационных регионов и муниципальных образований сквозь призму национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. На примере сравнительного анализа стратегий Анапы, Ялты, Новороссийска и Сочи особое внимание уделяется специфике курортных городов. Это необходимость полного пространственного анализа туристско-рекреационного потенциала территории в разрезе всех видов ресурсов, обеспечение их мониторинга в стратегической перспективе с целью устойчивого развития и соблюдения баланса интересов туристов и местных жителей; выход на комплексное видение регионального турпродукта и его структуры с целью возможного последующего форматирования с учётом внешних и внутренних факторов; многоотраслевой характер туристского сектора экономики, включающего более 50 отраслей и сфер; консолидация интересов, планов и действий всех собственников территории, без чего невозможно будет достигнуть поставленных стратегических целей и задач; важность закладываемых в стратегию флагманских проектов. Авторами делается вывод о том, что стратегирование территории в нынешних условиях невозможно без платформенного подхода и реализации концепции «умный город-курорт». При проведении исследования, наряду с общенаучными методами, применялись компаративный анализ, системный, междисциплинарный и структурно-функциональный подходы.


Введение (Introduction). Из национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года вытекают весьма важные задачи, на наш взгляд, прямым образом связанные с целевыми ориентирами развития туризма. Основная из них – это сохранение и наращивание человеческого потенциала. При этом важно отметить, что круг вопросов в этих задачах тесно связан с разработкой и реализацией стратегий социально-экономического развития туристско-рекреационных регионов нашей страны, т.к. включает в себя не только сохранение и укрепление здоровья общества через управление процессом воспроизводства человеческого потенциала, но и обеспечение экономико-социального благополучия, духовного обогащения, самореализации каждой отдельно взятой личности и многое другое (Романова, 2022). Это прямо затрагивает темы, связанные с мерами по развитию туристско-рекреационного пространства этих регионов, в которые в настоящее время ежегодно вовлекается уже более половины населения России. Поэтому вторая задача – это обеспечение устойчивого социально-экономического и экологического развития регионов России за счёт повышения рациональности и эффективности использования их туристско-рекреационного потенциала. И третья задача – это достижение «цифровой зрелости» и мирового технологического уровня индустрии туризма как одного из ключевых секторов экономики и социальной сферы.

Связанный с пандемией COVID-2019 кризис, а также сложившаяся ситуация на Украине, повлекшие значительные ограничения для российских туристов в путешествиях по миру, ещё больше обозначили ориентацию на развитие внутреннего и въездного туризма, повышение качества и конкурентоспособности отечественных туристских продуктов всех уровней и, прежде всего региональных турпродуктов (РТП), к которым относится «доля создаваемого и реализуемого валового регионального продукта (ВРП), производство которого в пространстве региона генерируется под воздействием туристского спроса со стороны всего турпотока» (Крым, 2017: 24).

Безусловно, все обозначенные выше задачи, в т.ч. вытекающие из Указа Президента РФ о необходимости совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности (Указ, 2020), должны находить своё адекватное отражение вызовам времени, с которыми столкнулась современная Россия. При этом, как показывает мировой опыт стратегирования развития туризма в регионах (Bailoa, 2020; Hawa‘I, 2020; Tompkins, 2021), в нём обязательным компонентом является разработка механизмов пространственного развития тех или иных территорий, особенно в условиях кризисов, ограниченности ресурсов, настоящего этапа технологического развития в мире и складывающейся геополитической ситуации. Последнее особенно важно, т.к. в результате серьёзных и очевидно долговременных геополитических и геоэкономических сдвигов неизбежно будут происходить крупномасштабные изменения в направлениях и объёмах отечественных и зарубежных туристских потоков. Это потребует крупномасштабных корректив в планах по созданию и реализации объёмов, структуры и разнообразия турпродуктовой линейки, подготовке и переподготовке кадров в туристском секторе, охватывающем в настоящее время более 50 отраслей и сфер современной экономики. И, само собой, должно отражаться в новых генеральных планах развития регионов как инструментах реализации наработанных стратегических замыслов.

Цельисследования (The aim of the work). Цель исследования – определение и фокусировка на актуальных вопросах разработки стратегии социально-экономического развития туристско-рекреационных регионов и курортных городов, отличающихся по своему функционалу, структуре экономики, особенностям системы управления.

Материалы и методы исследования (Materialsandmethods). Статья опирается на обобщённый анализ нормативно-законодательных актов РФ, касающихся содержания и регламента разработки социально-экономических стратегий на уровне федерации, региона и муниципалитетов; работы учёных, посвящённых проблематике стратегического планирования территорий (Сорокин, 2017; Булыгина, 2019; Матюнина, 2020 и др.); практический опыт прикладных исследований самих авторов в качестве экспертов при разработке и реализации Федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития регионов туристско-рекреационной специализации юга России (ФЦП «Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года»; ФЦП «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 – 2014 гг.)», «Схема территориального планирования Российской Федерации применительно к территориям Республики Крым и города Севастополя» (2014 г.), «Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2030 г.», «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Городской округ город-курорт Сочи на период до 2030 г.» и др.). При проведении исследования применялись общенаучные методы, компаративный анализ, системный, междисциплинарный и структурно-функциональный подходы.

Результаты исследования и их обсуждение (Resultsanddiscussion). В соответствии с требованиями к порядку разработки, утверждения и содержанию документов стратегического планирования, установленными ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», алгоритм разработки документов стратегического планирования и их содержание определяются: «на уровне субъекта РФ – органами государственной власти субъекта РФ, определенными в соответствии с Федеральным законом и законодательством субъекта РФ; на уровне муниципального образования – органами местного самоуправления, определенными в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами» (Федеральный закон, 2014).

Запущенный процесс разработки стратегий социально-экономического развития регионов страны, в т. ч. и юга России, обеспечивающих санаторно-курортными и туристскими услугами половину внутреннего туристского потока России, сегодня уже подходит к завершению, если говорить о периоде до 2030 г. Более того, почти все отечественные приморские города и курорты уже практически успели разработать и приступить к реализации собственных стратегий, активно привлекая консалтинговые компании и организации, специализирующиеся на этих задачах, например, Консорциум Леонтьевский центр – AV Group, разработавший во взаимодействии с властями многих регионов долговременные стратегии развития, где туристско-курортному сектору регионов, как правило, отводится ключевая роль. При этом крупным курортным образованиям в настоящее время настоятельно предлагается агломерационная модель управления (Экономические зоны, 2022), которая, судя по мировому и отечественному опыту, способствует обеспечению долгосрочной востребованности туристских продуктов, устойчивости сохранения и использования природного, историко-архитектурного и культурного наследия, увеличению ВРП, развитию инфраструктуры и повышению благосостояния местного населения (Онищенко, 2020). Результаты сравнительного анализа стратегий социально-экономического развития до 2030 года прибрежных городов Анапа, Новороссийск и Ялта, представленные в таблице 1, позволяют нам сделать определённые заключения.

 

Таблица 1

Сравнительный анализ стратегий социально-экономического

развития приморских городов России (составлено авторами)

Table 1

Comparative analysis of strategies for socio-economic development of Russian coastal cities (compiled by the authors)

 

В стратегии социально-экономического развития городского округа Ялта разработчики наиболее полно и ответственно подошли к отражению туристско-курортной составляющей экономики данной агломерации, нежели в других городах, учитывая также тренды мирового рынка туристских услуг и действительно ориентируясь на сохранение и эффективность использования туристско-рекреационного потенциала территории. Стратегия является в определённой степени научно проработанной, а система обозначенных индикаторов, хотя и является, с нашей точки зрения недостаточно полной, но всё же максимально развёрнута на мониторинг существующих показателей, способных отразить реальное развитие туристской индустрии и устойчивость экосистемы городского округа Ялта.

Вместе с тем весьма важно отметить, что практически во всех стратегических документах развития отечественных курортных городов, на наш взгляд, пока отсутствуют показатели, которые призваны раскрыть своеобразие туристско-рекреационной сферы экономики регионов. Хотя они нередко уже являются не только ведущими в экономике этих регионов, но и являются по определению драйверами их социально-экономического развития, потому что воспроизводимые в них региональные турпродукты – это и есть основные каналы привлечения в их экономику финансовых потоков, генерируемых туристскими потоками в их экономическое пространство (Морфология, 2019). И что не менее существенно, нет пока и показателей воспроизводимых объёмов и структуры региональных турпродуктов, которые должны обеспечивать удовлетворение спроса со стороны вовлекаемых в эти курортные образования туристских потоков. Тем самым отаются без должного внимания вопросы регулирования спроса и предложения на продукты, востребованные туристами в пространстве регионов как с точки зрения индивидуализированного спроса туристов, так и применительно к туристским и финансовым потокам в целом, которые планируется привлекать в предстоящее десятилетие.

Не останавливаясь на этом вопросе более подробно, здесь будет уместно отметить следующее. Практикуемое до сих пор в нашей стране стратегирование развития туристско-рекреационных регионов, их туристских секторов, охватывающих уже более 50 отраслей экономики, явно не вписывается в императивы регулирования современной рыночной экономики. Хотя потребность в этом весьма актуальна, т.к. без этого сегодня практически уже невозможно реально и эффективно управлять развитием экономики туристско-рекреационных регионов, особенно в условиях, когда туризм становится доминантой их социально-экономического развития. В частности, без вычленения доли региональных турпродуктов в ВРП остаётся вне регулирования соотношение РТП/ВРП, а это важнейшая тема гармонизации интересов туристов и местного населения в экономическом пространстве туристско-рекреационных регионов страны.

В этой связи имеет смысл обратить внимание на то, что тема природы курортной экономики на уровне регионов и её особенностей в значительной степени уже исследована (Татаринов, 1998), в т.ч. на примере сочинского курорта в рамках проведённого в 2003-2004 гг. эксперимента (Развитие, 2012). На наш взгляд, именно слабая статистическая видимость реалий курортной экономики является одной из главных причин серьёзного отставания отечественной туристской сферы от аналогичных сфер экономически высокоразвитых стран мира, т.к. хорошо управлять развитием любой сферы можно только в условиях адекватных замеров тех процессов, которые в ней происходят в тесной взаимосвязи со стратегированием целостного социально-экономического развития регионов туристско-рекреационной специализации. И значит нет гарантий того, что интересы этих сторон будут гармонизированы в процессе разработки и реализации стратегий развития такого рода регионов. То есть при таком подходе не исключено ущемление либо интересов туристов, либо местных жителей в те или иные периоды времени, если соотношение РТП/ВРП не будет оптимизироваться в намечаемых стратегируемых временных интервалах.

Кроме того, без вычленения в объёмах ВРП доли региональных турпродуктов, востребованных туристами, весьма затруднительна синхронизация деятельности отраслей экономики регионов, охватываемых туристским сектором, часть продукции которых оказывается одновременно востребованной как туристами, так и местным населением в определённых соотношениях в различные периоды года. А это относится практически ко всем отраслям экономики туристско-рекреационных регионов, начиная с отраслей ЖКХ, транспорта, связи, банковского сектора, торговли, общественного питания, здравоохранения, культуры и др., и заканчивая гостиничным и курортным сектором. Причём многие составляющие экономического и туристского пространства и их параметров должны закладываться в основы расчётов экологической и рекреационной ёмкости регионов, что весьма существенно для разработки градостроительного обеспечения реализации намечаемых стратегий развития, т.е. для ключевых разделов новых генеральных планов (демография, транспорт, инфраструктура, социальная сфера, экология и др.). Без этого трудно рассчитывать на то, что намечаемые стратегические задачи на практике будут выполняться.

Продолжая исследование процесса стратегического планирования курортных городов юга России отметим, что город Сочи приступил к разработке своей стратегии одним из последних среди причерноморских курортов нашей страны, несмотря на то, что, практически, является их лидером, бывшей олимпийской столицей. При этом разработчики стратегии Сочи столкнулись с определёнными сложностями и проблемами, характерными не только для этого города-курорта, но и других муниципалитетов, прежде всего в связи с наличием огромного информационного и кадрового дефицита для полноценной проработки туристско-рекреационных разделов как стратегий, так и генеральных планов. Обнажились и другие вопросы, связанные с состоянием городских хозяйств курортов и формированием общего видения своего стратегического вектора развития.

В частности, в Сочи одной из сложных проблем разработки стратегии является то, что в экономическом пространстве сочинского муниципального образования 90% всех активов находится в собственности различных федеральных структур и крупнейших бизнес-структур страны и зарубежья. Понятно, что в условиях, когда на долю муниципального образования приходится менее 10% реальных экономических активов (в основном, школы, детские сады, некоторые организации здравоохранения, торговли, общепита, местной промышленности и др.), реально и эффективно управлять стратегическим социально-экономическим развитием региона весьма затруднительно. Особенно если на определённых этапах развития, как показал диагностический этап при разработке стратегии развития Сочи, образовались серьёзные пространственные, инфраструктурные диспропорции или «перекосы», связанные с неравномерным развитием районов города, хаотичной жилищной застройкой и его комплексным социальным обеспечением, различным уровнем благоустройства сельских округов и городских районных образований в пространстве всего сочинского муниципалитета. Все эти обстоятельства выпукло характеризует сложность процесса стратегирования развития Сочи только силами и в рамках компетенций руководства муниципалитета и местного населения, т.к. результативность этой работы в значительной степени зависит от учёта стратегических и тактических интересов федеральных и транснациональных структур в пространстве региона Большой Сочи.

С другой стороны, в материалах первого (диагностического) и второго этапов разработки стратегии дан общий анализ ситуации и основных подходов к развитию туристского и санаторно-курортного комплекса города Сочи, но на наш взгляд, пока не совсем полно отражены реальные проблемы, образовавшиеся к настоящему этапу развития Сочи как федерального города-курорта. Прежде всего это относится к слабому акцентированию на выраженной в постолимпийский период негативной тенденции практического угасания его курортного потенциала, в т. ч. в результате значительного сокращения с 2005 по 2020 гг. численности коечной ёмкости и количества специализированных средств размещения (санаторно-курортных учреждений, организаций отдыха, турбаз) Сочи на 34,3% (Курортно-туристский комплекс, 2021; Федеральная служба, 2022), что весьма нехарактерно для всего почти двухвекового функционирования последовательно формирующейся сочинской курортной агломерации. Причём всё это происходит на фоне постоянного кадрового дефицита (особенно медперсонала), а также неуклонно нарастающего дефицита оборудованных пляжных территорий, востребованных как местным населением, так и туристами.

Поэтому в процессе разработки третьего этапа стратегии и сопряжённого с ним нового генерального плана развития Сочи, на наш взгляд, во-первых, должна быть в полном объёме поставлена задача повышения роли туристско-курортного комплекса Сочи в обеспечении сохранения, развития и наращивания человеческого потенциала страны и её полноценного градостроительного обеспечения. В настоящих условиях развития России это особенно актуально, т.к. хорошо известна роль курортов в увеличении продолжительности жизни населения, сокращении его затрат на медицинские услуги после пребывания на курорте, сокращении сроков пребывания на больничных работающего населения, укреплении иммунитета, физического и духовного здоровья в результате создания и реализации, особенно, высокотехнологичных лечебно-оздоровительных турпродуктов, развития медицинского туризма и др.

Во-вторых, должна быть сформулирована такая актуальная в настоящих условиях задача, как значительное повышение роли культурно-исторического туризма, способного сохранять, раскрывать и наращивать цивилизационный потенциал страны посредством так называемой «мягкой силы» туризма (Шарафутдинов, 2017), по параметрам которой мы нередко серьёзно уступаем некоторым современным цивилизационным образованиям.

Кстати, все обозначенные выше проблемы и задачи по развитию Сочи в стратегической перспективе логично нашли своё отражение в заделах первого, второго и третьего этапов разработки стратегии курорта в части сформированного стейкхолдерами образа будущего города, его стратегической цели развития и миссии. Так, образ будущего города Сочи 2030 представлен в виде круглогодичного курорта-экополиса мирового уровня с высокой культурой сервиса и досуга, сохраняющего и наращивающего свои культурно-исторические особенности и ценности. Определённая главная стратегическая цельэто сохранение, усиление и эффективное использование потенциала города Сочи как глобально конкурентоспособного круглогодичного инновационного туристско-курортного центра, обеспечивающего широкие возможности для комфортного и эффективного отдыха, духовного и физического оздоровления и проживания. Сформулированная миссия курортасохранение и развитие человеческого потенциала населения страны и зарубежных гостей. Выделенные направления развития города Сочи для проработки флагманских проектов: природа – социум – туризм – пространство. Остаётся надеяться, что в итоговом документе стратегии данные смыслы сохранятся и действительно в последующие годы будут реализовываться.

Следует также отметить, что на завершающем этапе разработки стратегии развития города-курорта Сочи первостепенное внимание стоит уделить такому вопросу, как «умный город-курорт», учитывая стремительный переход мировой экономики на современной этап цифровизации. Причём ориентируясь не только на информатизацию и цифровизацию функций действующей сегодня муниципальной системы управления (регулирование автомобильного транспорта и деятельности автостоянок, освещение городского пространства, функционирование ЖКХ, мониторинг состояния безопасности и др.), но и обязательно полномасштабно охватывая деятельность всего туристско-рекреационного сектора экономики курорта. И, прежде всего, в отношении определения параметров воспроизводства востребованных в предстоящее десятилетие объёмов региональных туристских продуктов в составе ВРП по всем направлениям туризма, которые явно будут нарастать в соответствии с увеличением турпотоков в Сочи, а также ростом численности населения города-курорта, тем самым оказывая положительное влияние на уровень конкурентоспособности сочинского турпродукта и туристскую привлекательность Сочи.

Заключение (Conclusions).   Подводя итоги, выделим основные положения данной статьи.

1. В современной теории и практике развития регионов сложились различные методологические подходы к разработке стратегий на муниципальном уровне, но каждая территория самостоятельно определяет как структуру, так и используемые методики для разработки стратегий. Специально разработанной методики для курортных городов нет, хотя в их стратегии развития, на наш взгляд, обязательно должны закладываться параметры по удовлетворению спроса как местных жителей, так и туристов, причём по всем отраслям и сферам экономики.

2. Основные проблемы, с которыми сталкиваются разработчики стратегий приморских городов – это невысокий уровень информационного обеспечения и статистической видимости экономики туристско-рекреационных регионов, особенно курортных городов и районов. Прежде всего в отношении имеющейся туристско-ресурсной базы, мониторинга её состояния во взаимосвязи с современными технологиями их преобразования в востребованные и высоко конкурентные турпродукты любых уровней и масштабов. Эти вопросы являются ключевыми в процессе управления воспроизводством и формированием продуктовых портфелей, способных удовлетворять всё более индивидуализирующийся спрос со стороны современных турпотоков, наполняя при этом содержание основных флагманских проектов стратегий развития туристско-рекреационных регионов и раскрывая стратегические перспективы их развития.

 3. В процессе разработки стратегий курортных городов всё более актуальным становится пространственный подход, нацеленный на обязательное повышение эффективности использования всех видов туристско-рекреационных ресурсов, причём исследованных по всем районам того или иного курорта. Применительно к Сочи без полноценного представления о ресурсной базе курорта, системы её мониторинга и эффективности её использования стратегия может оказаться впоследствии практически невостребованной, а сам процесс устойчивого воспроизводства сочинского турпродукта может оказаться под вопросом.

4. На настоящем этапе жизнедеятельности города Сочи явно наблюдаются весьма тревожные тенденции, свидетельствующие, с одной стороны, об угасании его курортного потенциала в постолимпийский период, а, с другой, о нарастающих признаках снижения стратегической управляемости сочинского муниципалитета как курорта федерального уровня. Эти оценки, не сглаживающие общую ситуацию в развитии Сочи, на наш взгляд, принципиально важны. Прежде всего для выработки адекватной стратегии развития Сочи и нового генерального плана как реального и практического инструмента её реализации. Необходима научно обоснованная система управления развитием туризма в городе-курорте, заложенная, как показывает мировой опыт, в агломерационную модель управления.

5. Стратегирование территории – это процесс постоянный, который является сложнейшей не только нормативно-законодательной, управленческой, но и сложной системной технологической задачей, требующей современного платформенного подхода и оцифровки всей ресурсной базы. По нашему мнению, развитие концепции «умный город-курорт» в настоящее время в обязательном порядке предполагает создание туристской технологической платформы, способной обеспечивать не просто устойчивое воспроизводство высокотехнологичного и высококонкурентного регионального туристского продукта, но и одновременно обеспечивать реализацию всех основных стратегических целей и выполнение миссии Сочи как ведущего курорта страны, способного вносить свой вклад в сохранение и развитие человеческого потенциала современной России. При этом под туристской технологической платформой мы понимаем объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования с целью определения направлений технологических прорывов в сфере туризма на основе общего видения трендов научно-технического и технологического развития и формирования общих подходов к созданию региональных, страновых, международных туристских продуктов соответствующими туристскими секторами экономики

Информация о конфликте интересов: авторы не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

Булыгина И. И., Булыгина Н. И. Стратегическое планирование развития туризма в регионе: постфактум // Стратегии и современные тренды регионального туризма и гостеприимства. Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. М.: ООО «Русайнс», 2019. С. 73-96.

Крым: новый вектор развития туризма в России: монография / Шарафутдинов В. Н., Яковенко И. М., Позаченюк Е. А., Онищенко Е. В.; под ред. Шарафутдинова В.Н. М.: ИНФРА-М, 2017. – 364 с. + Доп. материалы. URL: http://www.znanium.com.

Курортно-туристский комплекс Краснодарского края. Статистический сборник / Краснодарстат. Краснодар, 2021. – 122 с.

Матюнина М. В., Тимиргалеева Р. Р., Фастунова В. А. Глава 6. Теоретико-методологические аспекты регионального планирования развития туризма // Развитие туристских дестинаций: модели, методы, инструменты: Монография / Тимиргалеева Р. Р., Гришин И. Ю., Матюнина М. В., Шостак М. А., Фастунова В. А. Майкоп, 2020. С. 196-273.

Морфология экономического пространства региона: Монография / Под ред. Овчинникова В. Н., Колесникова Ю. С. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие – XXI век, 2019. – 203 с.

Онищенко Е. В. Преимущества и особенности развития приморских туристских и курортных агломераций: анализ мирового опыта // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т.8. № 2. С. 55–66. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2020.2.6.

Развитие рекреационно-ориентированного сектора экономики России / Амирханов М. М., Татаринов А. А., Трусов А. Д. и др.; под науч. ред. Амирханова М. М.; СНИЦ РАН. Сочи, 2012. – 449 с.

Романова Г. М., Онищенко Е. В. Отечественная туриндустрия в системе устойчивого развития туристских территорий России: проблемы и противоречия в условиях цифровизации // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. №39 (1). С. 275-290. DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-275-22.

Татаринов А. А. Методология статистической оценки и анализа развития рекреационно-туристических регионов: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.11. М., 1998. – 325 c.

Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2020 г. №372 «О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45581 (дата обращения: 22.05.2022).

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» URL: http://media.rspp.ru/document/1/d/f/df0d7ac82fc42c54bdd01bfe58baaaeb.pdf (дата обращения: 22.05.2022).

Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 22.05.2022).

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. №172-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 22.05.2022).

Шарафутдинов В. Н., Онищенко Е. В. «Мягкая сила» туризма. // Социально-гуманитарные проблемы современности: сб. науч. трудов по мат-лам Междун. науч.-практ. конф. 30 сент. 2017 г.: в 5 ч. / Под общ. ред. Ткачевой Е. П. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. Ч. II. С. 145-150.

Экономические зоны // Стратегический портал Краснодарского края. URL: https://kuban.lc-av.ru/economic-zones/ (дата обращения: 22.05.2022).

Bailoa S., Cravo P. Strategic tourism planning in Portugal: challenges for the national tourism development // Zbornik Veleučilišta u Rijeci. 2020. Vol. 8. No. 1. Р. 353-374. URL: https://doi.org/10.31784/zvr.8.1.23 (дата обращения: 22.05.2022).

Hawa‘I tourism authority. HawaiiTourismAuthority.org. Strategic plan 2020-2025. Honolulu, Hawai. 36 рages. URL:  https://www.hawaiitourismauthority.org/media/4286/hta-strategic-plan-2020-2025.pdf (дата обращения: 22.05.2022).

Sharafutdinov V. N., Onishchenko E. V., Nakonechnyi A. I. Tourism Technology Platforms as a Tool for Supporting Competitiveness of Regional Tourism Products // Regional Research of Russia. 2020. Vol. 10, No. 1. Р. 48-55. URL:  https://doi.org/10.1134/S2079970520010104 (дата обращения: 22.05.2022).

The application of technology platforms in smart tourism development. URL: https://digital.fpt.com.vn/en/industries/province-public-sector/the-application-of-technology-platforms-in-smart-tourism-development.html (дата обращения: 22.05.2022).

Tompkins County Strategic Tourism Plan. Third Edition: 2021-2027. Tompkins, Arisona, USA. 43 рages. URL: https://tompkinscountyny.gov/files2/tourism/Plans/Strategic%20Tourism%20Plan%202021-2027.pdf (дата обращения: 22.05.2022).

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00530 А.