16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-4-0-7

Регулирование развития ресторанного бизнеса в условиях современной нестабильной ситуации в Донбассе

Aннотация

Взаимоотношения государства и экономики являются одной из центральных проблем, потому что государство выполняет самые важные и разноплановые функции в хозяйственной системе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью активизации развития ресторанного бизнеса, что возможно путем грамотного экономического регулирования с учетом синергетического влияния на экономическую ситуацию в целом в регионе и стране и на основе выбора оптимальных решений и соответствующей экономической политики с учетом взаимовыгодного сотрудничества всех субъектов рыночных отношений в процессе производства, реализации и организации потребления продукции и услуг ресторанного бизнеса. Влияние государства на процесс развития ресторанного бизнеса должно осуществляться с помощью всего многообразия взаимосвязанных методов регулирования, которые одновременно выявляют их взаимообусловленность независимо от уровня, на котором они применяются. В соответствии с поставленной целью была предложена структурно-логическая схема экономического механизма развития, которая базируется на основных экономических рычагах и одновременно включает результат развития ресторанного бизнеса. Таким образом, решение проблем развития ресторанного бизнеса подразумевает осуществление целого комплекса мероприятий по реализации экономического механизма регулирования. Основная задача сегодня заключается в определении целесообразности их использования для оптимизации процесса развития. Предложенный экономический механизм развития ресторанного бизнеса может быть полезен при определении набора эффективных инструментов развития, исходя их конкретных условий функционирования заведения ресторанного бизнеса.


Введение (Introduction). Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, потому что государство выполняет самые важные и разноплановые функции в хозяйственной системе.

Рыночная экономика, исходя из опыта развития зарубежных стран – это регулируемая экономика. Однако совсем иное дело – как она регулируется, какими методами и в каких формах (Макконнелл, 2002). Системы, полностью основанной на невмешательстве государства, не существовало ни в ХІХ в., ни до. В ХХ в. важной составляющей успеха стран с развитой и развивающейся экономикой была регулирующая роль государства.

Опыт развития многих государств свидетельствует о том, что во время экономического кризиса большинство из них (в частности, США и Великобритания) стараются усиливать государственное влияние на экономику, стимулировать прогрессивные сдвиги и ослаблять это воздействие в период стабилизации и роста.

В условиях рынка вмешательство государства в экономику обусловлено целями, направленными на корректирование «несовершенства» рыночного механизма. В целом, реализуя политические, экономические и социальные принципы сообщества граждан, государство принимает активное участие в формировании макроэкономических рыночных процессов (Половян и др., 2021; Экономика Донецкой Народной Республики…, 2022).

Основными функциями государства в рыночной экономике являются:

а) создание правовой основы для принятия эффективных экономических решений;

б) стабилизация экономики путем использования усовершенствованных бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политик;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов для создания условий развития различных сфер деятельности;

г) обеспечение социальных гарантий и социальной защиты;

д) защита конкуренции, являющейся стимулом развития во всех сферах экономики.

Однако даже основные функции настолько переплетены между собой, что невозможно просто говорить об их отдельном воздействии. Действительная оценка возможна только путем учета их синергетического эффекта на экономическую ситуацию (рис. 1).

Отрицательные черты административно-командной экономики были доведены до крайней черты и проявились в следующем: отсутствие инновационной активности, стимулов для предпринимательской деятельности, роста производительности труда; в инвестиционной непривлекательности экономических сфер, неэффективности и нерациональности использования различных видов ресурсов, процветании безответственности, безынициативности и иждивенчества. Такой тип экономики и общества, такая роль государства оказались полностью несовместимыми с рыночной экономикой.

Цель исследования (The aim of the work) – разработать иерархическую взаимосвязанную структуру экономических рычагов регулирования развития ресторанного бизнеса и сформировать экономический механизм на тех экономических рычагах, использование которых отразится на результатах развития ресторанного бизнеса.

Рис. 1. Функциональное комплексное государственное влияние на экономику страны в современных условиях

Fig. 1. Functional comprehensive government influence on the country’s economy in modern conditions

Материалы и методы исследования (Materials and Methods). В качестве исходного материала использовались работы ученых, занимающихся проблемами развития различных сфер экономики и ресторанного хозяйства, в частности. В качестве методики исследования применялся системный подход, анализ, синтез, логический и ретроспективный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). В современных условиях в отдельных отраслях экономики на уровне предприятий особое значение приобретают рыночные стимулы развития (Голоднюк, 2022; Что предусматривает программа…, 2023). Однако позиция полного невмешательства государства в экономику приводит страну к кризису, который проявится развалом промышленности, резким и продолжительным спадом производства, снижением объемов выпуска продукции, ростом внутреннего и внешнего долга, гиперинфляцией и последующей нестабильностью национальной валюты, кризисе неплатежей, невыплате зарплат и пенсий, коррупцией во всех эшелонах власти, значительном теневом обороте капитала, росте преступности и безработицы, потере моральных ценностей в обществе и т.п. (Барышникова, 2012). Осложнение ситуации характеризуется и социально-политической обстановкой в отдельных регионах, которые в 2023 году вошли в состав Российской Федерации и требуют активного развития и восстановления (Половян, 2022; Лепа, 2022).

Достаточно значительную роль в развитии новых субъектов Федерации играет ресторанный бизнес, который направляет свои силы на обеспечение населения услугами общественного питания. Функционирование данного сектора экономики в республиках способствует наиболее полному удовлетворению потребности в пищевых веществах, восстановлению жизненных сил организма, высвобождению свободного времени на саморазвитие и самосовершенствование человека.

Отсутствие эффективного организационно-экономического механизма управления развитием ресторанного бизнеса стало причиной ухудшения состояния в данной сфере, переходное состояние которой перманентно наблюдалось достаточно продолжительное время в довоенный период и осложнено современными социально-политическими событиями. Особенно это стало ощущаться в последние годы, когда разрушидись старые экономических связи и выстраиваются новые отношения с субъектами Российской Федерации и другими странам (Шемякина, 2022).

Экономическая рыночная система обусловливает необходимость ее субъектов приспосабливать свои действия к ситуации, опираясь на информационный поток и стимулы непосредственного окружения. Она является системой свободных, равноправных по горизонтали и основанных на разных формах собственности отношений. Движущей силой здесь выступает личная заинтересованность субъекта бизнес-деятельности, что определяет целеустремленность в функционировании рынка. Свобода выбора реализуется в форме стремления получить для себя лично определенную выгоду, что выступает движущей силой развития и конкуренции и выполняет роль регулирующего и контролирующего механизма рынка, в котором организующая функция рыночных отношений обеспечивается спросом, предложением и ценой. Однако все это характеризует в идеале свободный рынок с совершенной конкуренцией. В реальности же он просто не может существовать по ряду причин, поэтому сегодня мы имеем функционирующий рынок с несовершенной конкуренцией. И именно государство должно выступать гарантом порядка, обеспечения наибольшей возможности реализации экономической свободы для всех рыночных субъектов.

Экономическое регулирование деятельности ресторанного бизнеса отображает процедуры объединения и взаимовыгодного сотрудничества бизнесменов, потребителей, государства и других субъектов рыночных отношений в процессе производства, реализации и организации потребления продукции и услуг ресторанного бизнеса путем выбора оптимальных решений и соответствующей экономической политики, которые способны наиболее полно удовлетворить различные потребности в услугах питания при имеющихся вполне определенных ограничениях. Влияние государства на процесс развития ресторанного бизнеса должно осуществляться с помощью всего многообразия методов регулирования.

Использование экономических методов регулирования развития ресторанного бизнеса в определенной степени связано с формированием прогнозов, разработкой программ и планов развития на разных уровнях управления, а также контролем за их реализацией. Одновременно выявляется тесная взаимосвязь между всеми методами, вне зависимости от уровня, на котором они применяются, и их взаимообусловленность.

Степень воздействия экономических методов регулирования на процесс развития ресторанного бизнеса сводится к определенному влиянию на режим функционирования в целом. Это осуществляется через экономические интересы рыночных субъектов с помощью различных рычагов, по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в пределах установленных ими и государственными органами границ. Многообразие экономических рычагов регулирования развития ресторанного бизнеса представлено на рисунке 2, где показана их взаимосвязь, состав и комплексное влияние на развитие ресторанного бизнеса.

Учитывая интересы субъектов ресторанного бизнеса различных уровней, рычаги регулирования позволяют выравнивать их финансовое положение, защищать наиболее уязвимые рыночные сегменты и группы населения, реализовать приоритетные цели экономического развития. Одновременно, будучи встроенными в рыночные отношения, они тем или иным образом формируют структуру цен и затрат, реальную конкурентоспособность ресторанного бизнеса, а с ним и всего торгово-производственного комплекса, а значит и функцию рынка.

Косвенными формами экономического регулирования развития ресторанного бизнеса выступают политика, реализуемая государством в области кредитно-финансовых отношений, используемых систем налогообложения, амортизации имущества и др. Западные эксперты рассматривают косвенное экономическое регулирование достаточно широко, включая разнообразные дополнительно мероприятия по созданию конкурентной среды. Экономист С. А. Хавина (Хавина, 2004) подчеркивает, что, по мнению М. Портера, правительство должно создавать для фирм такую экономическую ситуацию, которая поощряет и «подталкивает» их к более высоким степеням конкурентного развития. Наиболее эффективными рычагами косвенного влияния выступают: создание соответствующих современному уровню технологий − факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технической революции (НТР), поощрение конкуренции и спроса на продукцию и услуги высокого качества.

Рис. 2. Взаимосвязь экономических рычагов регулирования развития ресторанного бизнеса

Fig. 2. Interrelation of economic levers for regulating the development of the restaurant business

Среди всего многообразия экономических рычагов воздействия на ресторанный бизнес особое место занимает прогнозирование и планирование. Поэтому в современных нестабильных социально-политических условиях в Донецкой Народной Республике важной проблемой стало создание общей системы экономического прогнозирования и планирования. Планирование, вместе с предварительным и обосновывающим его прогнозированием и экономическим анализом, представляет составную часть процесса управления экономикой Республики и процесса управления развитием ресторанного бизнеса как неотъемлемой самостоятельной системы торгово-производственного комплекса, в том числе и на уровне страны в целом. Накопленный опыт развития в других странах и субъектах Федерации показывает, что государственные и рыночные механизмы не противоречат и не вытесняют друг друга. Наоборот, они объединяются, перераспределяют свои функции, образуя целостную развивающуюся систему управления, адекватную определенному этапу развития экономики. Это было охарактеризовано учеными как синтез двух типов хозяйственных механизмов – плана и рынка (Леонтьев, 2006; Леонтьев, 1997).

Обоснование концептуальных положений и прогнозных расчетов должно базироваться на научном познании процессов производства, реализации и организации потребления услуг ресторанного бизнеса как важной самостоятельной системы торгово-производственного комплекса, которая формирует уровень, условия и обусловливает качество жизни населения, то есть играет важную социальную роль. Таким образом, на основе прогнозов должно осуществляться плановое регулирование, которое выступает инструментом реализации экономической и социальной политики.

Планирование выступает одним из рычагов экономических методов регулирования и основным средством реализации экономических законов в процессе хозяйственной деятельности, рычагом регулирования и управления социально-экономическими процессами на различных уровнях ухозяйствования. Одновременно, планирование – завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора вариантов и направлений развития. Тогда плановое регулирование выступает основной и решающей формой планомерности.

И прогнозирование, и планирование как экономические рычаги регулирования развития преследуют следующие основные цели:

1) развитие экономической деятельности, при которой потребители различных местностей будут иметь одинаковые возможности достичь желаемого благосостояния;

2) повышение эффективности, что требует рационального и оптимального использования потенциала конкретной местности с целью общенационального благосостояния.

В экономическом развитии «перевешивает», как правило, первая цель, однако в период кризисного состояния на первый план «выходит» вторая.

Механизм регулирования развития ресторанного бизнеса имеет вид структурно-логической схемы, в которой взаимоувязаны экономические рычаги и результаты развития ресторанного бизнеса на разных уровнях управления и включает цели, задачи, субъект и объект регулирования, условия, взаимозависимые группы рычагов разных уровней, которые предполагают использование разных форм, методов и мероприятий по экономическому регулированию развития с целью достижения стабилизации состояния, интенсификации темпов развития и повышения эффективности деятельности (рис. 3) (Антонова, 2017). Данный механизм в отличие от известных, благодаря комплексному действию инструментов, обеспечивает соответствующее влияние рыночных факторов на бизнес-среду независимо от формы собственности субъекта хозяйствования. С учетом воздействия синергетического эффекта на экономику страны в экономическом механизме регулирования развития ресторанного бизнеса отображено согласование общественной и частной заинтересованности всех бизнес-партнеров.

Экономический механизм является сложной структурой, которая базируется на основных экономических рычагах (прогнозирование, планирование, налоговая, инновационно-инвестиционная, финансово-кредитная и ценовая политики; хозрасчет, стимулирование, самоуправление) и одновременно включает результат развития ресторанного бизнеса.

Рис. 3. Экономический механизм регулирования развития ресторанного бизнеса

Fig. 3. Economic mechanism for regulating the development of the restaurant business

 

Ресторанный бизнес в современных социально-политических условиях в Донецкой Народной Республике представлен в основном предприятиями частной формы собственности, микро- или малыми по количеству работников и объемам деятельности, поэтому как субъекты малого предпринимательства они пользуются чаще всего упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности. Субъектам предпринимательской деятельности (юридическим лицам) предоставлено право самостоятельного выбора ставки единого налога. Однако действующая сегодня система налогообложения в ресторанном бизнесе пока что не способствует стабилизации и не стимулирует его активное развитие в силу ряда причин, которые приводят к вымыванию оборотных средств предприятий, очень часто к свертыванию производственной и предпринимательской деятельности и т.п.

Комплексное использование бюджетно-налоговых и финансово-кредитных рычагов (Губерная, 2012; Чумаченко и др., 1999) позволит Республике достаточно эффективно регулировать экономическое развитие ресторанного бизнеса как самостоятельной системы торгово-производственного комплекса. Донецкая Народная Республика пока не может «похвастаться» развитой кредитной системой. Только в 2017 г. была активизирована работа по развитию системы кредитования (Постановление ЦРБ ДНР № 295 от 05.10.2017 г.) и были утверждены правила предоставления финансовыми учреждениями финансовых кредитов юридическим и физическим лицам за счет собственных денежных средств. Сегодня в период перехода функционирования организаций, учреждений и заведений (и ресторанного бизнеса, в том числе) на работу в соответствии с законами Российской Федерации, кредитование всех сфер деятельности только начинает набирать темпы.

Заключение (Conclusions). Таким образом, решение проблем развития ресторанного бизнеса подразумевает обязательное осуществление целого комплекса мероприятий, позволяющих реализовать экономический механизм регулирования его развития. Среди всего многообразия форм и методов экономического регулирования не существует абсолютно непригодных или полностью неэффективных. Основная задача заключается в том, чтобы определить, где целесообразно их использовать в конкретный момент времени для оптимизации процесса развития. Различные недоразумения начинаются тогда, когда регулирование «выходит за пределы разумного», а преимущество отдается какому-то одному или, в крайнем случае, нескольким методам в ущерб другим.

 

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare. 

Список литературы

Антонова В. А. Ресторанный бизнес: организационно-экономический Антонова, В. А. Ресторанный бизнес: организационно-экономический механизм управления развитием в торгово-производственном комплексе [монография] / В. А. Антонова. Харьков: ФЛП Мезина В.В., 2017. – 386 с. ISBN 978-617-7577-25-5.

Барышникова Л. П. Модель управления устойчивым развитием территории // Современный научный вестник. Сер. Экономические науки. 2012.  № 24 (136). С. 38-44.

Восстановление экономики и повышение уровня жизни до общероссийских стандартов. URL: https://dnr.er.ru/activity/news/vosstanovlenie-ekonomiki-i-povyshenie-urovnya-zhizni-do-obsherossijskih-standartov (дата обращения: 02.10.2023.

Голоднюк Р. А. Выявление мер государственной поддержки приоритетных направлений развития промышленности: брошюра / Р. А. Голоднюк, Л. Н. Бражникова, Л И. Тараш, Л. В. Черникова, Т. В. Павличенко, Л. И. Коваленко, Т. И. Вербицкая. Науч. ред. Р. А. Голоднюк. ГБУ «Институт экономических исследований». Донецк, 2022. – 42 с.

Губерная Г. К. Рынок и необходимость государственного управления / Г. К. Губерная. Донецк : Норд-Пресс, 2012. – 140 с.

Леонтьев В. В. Общеэкономические проблемы межотраслевого анализа. Избранные произведения / В. В. Леонтьев. М. : Экономика, 2006. Т.1. – 407 с.

Леонтьев В. В. Межотраслевая экономика : [пер. с англ.] / В. В. Леонтьев.  М. : Экономика, 1997. – 479 с.

Лепа Р.Н. Концептуальные положения по развитию машиностроения Донецкой Народной Республики на 2022–2024 годы: брошюра / В. В. Трубчанин, С. Н. Гриневская, С. А. Маковецкий, М. А. Мызникова, О. А. Курносова, Е. Г. Курган, В. Ю. Мурай. Науч. ред. Р. Н. Лепа. ГБУ «Институт экономических исследований». Донецк, 2022. – 43 с.

Макконнелл К. Экономикс / К. Макконелл, С. Брю. 14-е издание. М. : ИНФРА-М, 2002. – 972 с.

Половян А. В. Тренды развития экономики / А. В. Половян, Р. Н. Лепа, С. Н. Гриневская, Н. В. Шемякина // Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения. Научный доклад. Под научной редакцией А. В. Половяна, Р. Н. Лепы, Н. В. Шемякиной. Донецк, 2021. С. 20–32

Половян А. В. Экономика Донбасса: состояние, тренды развития, прогнозы / А. В. Половян, Р. Н. Лепа, С. Н. Гриневская // Проблемы прогнозирования. 2022. № 2 (191). С. 58-68. DOI: 10.47711/0868-6351-191-58-68.

Хавина С. А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России // Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика) : сб. института РАН. М., 2004. С. 16-55.

Чумаченко Н. Г. Государственное управление экономикой в Украине: опыт, проблемы, решения : монография / Н. Г. Чумаченко, Л. Г. Червова, Л. М. Кузьменко, Б. М. Биренберг, С. В. Баранов; В.О. НАН України, Ін-т економіки пром-сті. Донецк : ИЭП НАН Украины, 1999. – 84 с. На рус. яз. ISBN 966-02-1184-8 : 24.20.

Что предусматривает программа социально-экономического развития ДНР на 2023–2025 годы. URL: https://www.donetsk.kp.ru/daily/27495/4755349/ (дата обращения: 02.10.2023).

Шемякина Н. В. Стратегическое управление социально-экономическими системами в чрезвычайных обстоятельствах: макро-, микроуровень (на примере Донецкой Народной Республики): монография / Н.В. Шемякина, Л. Н. Бражникова, А. А. Азарян, М. А. Мызникова, И. А. Мызников, А. А. Пономаренко. Донецк: ГБУ «Институт экономических исследований», 2022. – 276 с.

Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГБУ «Институт экономических исследований». Под науч. ред. А. В. Половяна, Р. Н. Лепы, Н. В. Шемякиной. ГБУ «Институт экономических исследований». Донецк, 2022. – 296 с.