Внешние коммуникации музея как фактор развития музейного туризма
В современной России уже второй год происходит перенастройка туристической сферы: активно развивается при поддержке государства внутренний туризм, путешественники выбирают не только пляжный отдых, но и другие варианты. При этом познавательный, образовательный пользуются невысоким спросом. На этом фоне возникают сложности у музеев, потому что они попадают в условия высокой конкуренции не только с аналогичными учреждениями, но и с торговыми центрами, парками. В сложившейся ситуации музеям необходимо переключиться на внешние коммуникации для привлечения внимания целевой аудитории к своей деятельности. Таким образом, тема развития внешних коммуникаций музея как фактора развития музейного туризма актуальна. В статье приводятся результаты авторского исследования целевой аудитории музеев, рассмотрены предпочтительные каналы получения информации о музеях, факторы привлекательности музеев, причины отказа от посещения музеев. В ходе исследования использованы анкетный опрос, контент-анализ и анализ вторичных данных. Привлечение внимания путешественников позволит музеям с крайней точки ценностного ряда перейти на первые позиции, что будет способствовать также развитию культуры в стране, сохранению истории и т.д., изменению мотивации посещения музеев, сделает музеи привлекательными для молодого поколения. Музеи сегодня имеют возможность встроиться в туристические программы, стать центром притяжения для молодежи, стать частью масштабного территориального бренда и интегрироваться в качестве культурного центра в муниципальную среду. Для этого необходимо перейти от односторонней коммуникации к диалогу с целевой аудиторией, научиться выстраивать долгосрочное взаимодействие.
Орлова Е.А. Внешние коммуникации музея как фактор развития музейного туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2024. Т. 10. № 2. С. 36-51. DOI: 10.18413/2408-9346-2024-10-2-0-3
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Анисимова В.В., Волкова Т.А. Музейный туризм в России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2021. Т. 15. № 1. С. 49-55).
Гришанина О.В. Музей XXI в.: воспитательная роль смыслового пространства музея // Межрегиональные Пименовские чтения. 2020. Т. 17. № 17. С. 334-341. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47375977 (дата обращения: 07.05.2024).
Гуриева С.Д., Харитонова Т.Ю. Особенности музейной коммуникации: оправданность ожиданий и удовлетворение эстетической потребности (на примере посетителей музея) // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 8, № 8-1. С. 41–57.
Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина (Авторский коллектив, под ред. Н.А.Никишина и В.Н.Сорокина). - Москва-Самара, Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина, Лаборатория музейного проектирования Российского института культурологии, 1998. – 140 с. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/projects/samara/site/concept/2.htm (дата обращения: 07.05.2024).
Кряжевских М.Ю. Модель коммуникационного пространства музея // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258). Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 64–67.
Никифорова А.А. Музеи в туристском пространстве регионов // ЦИТИСЭ. Научно-практический и аналитический журнал. 2022. № 2 (32). С.367 – 373.
Орлова Е.А. Таруса: мозаичный бренд // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2024. Т. 10. № 1. С. 74 – 87. URL: https://rrbusiness.ru/journal/annotation/3347/ (дата обращения: 07.05.2024).
Разочарованная А., Москвитина И. 10 глобальных тревел-трендов 2024 года // Russia Discavery. Приключения и открытия в России. 10.02.2024. URL: https://www.russiadiscovery.ru/news/travel-trends-2024/ (дата обращения: 07.05.2024).
Рыгалова М. В., Рыгалов Е.В. Историко-культурный потенциал музеев в развитии туристических маршрутов Алтайского края // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2019. № 4 (22). С. 53 – 57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42863627 (дата обращения: 07.05.2024).
Самарина Н.Г. Музейная коммуникация в контексте культурной памяти и культурного наследия // Вопросы музеологии. № 2. 2013. С.45 – 55.
Сапанжа О.С. Основы музейной коммуникации. СПб. 2007. – 116 с.
Тренды внутреннего туризма в 2024 году. URL: https://welcometimes.ru/news/trendy-vnutrennego-turizma-v-2024-godu (дата обращения: 07.05.2024)
Чуранов Е. Статистика интернета и соцсетей на 2023 год — цифры и тренды в мире и в России, 30.01.23. URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2023-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 10.05.24).
Cameron D. A Viewpoint: The Museum as a Communication System and Implications for Museum Education // Curator, Vol. 11,1968, 33-40
Latest Booking.com Sustainable Travel Data Reveals Ongoing Challenges for Consumers & Highlights a Heightened Opportunity for Cross-Industry Collaboration (2024) [Online], available at: https://news.booking.com/latest-bookingcom-sustainable-travel-data-reveals-ongoing-challenges-for-consumers--highlights-a-heightened-opportunity-for-cross-industry-collaboration/ (Accessed: 07.05.2024).
Hooper-Greenhill E. A New Communication Model for Museum // Museum Languages: Objects and Texts / Ed. by G. Kavanagh. Leicester Univ. Press,1991.